Анар Мусабева, политический аналитик считает, что истинными причинами  протестов  в Кыргызстане являются накопленные за  десятилетия проблемы социально-экономического характера, неспособность  государственной машины решать эти проблемы, неработающие законы, неработающая власть и неработающие политические институты:  «В обществе накопился сгусток  отрицательной энергии, являющийся следствием социальной   усталости от несбывшихся надежд и обманутых ожиданий, отчаяния  и тревоги за будущее. В свою очередь,  эти причины  привели к состоянию разобщенности, своеобразной “войне всех против всех”, фрагментации  общества, то есть к такому состоянию общества, когда множество его фрагментов  постоянно  враждует и борется друг с другом. Люди во все большей степени перестают считаться друг с другом, а единственным  методом решения проблем становится  метод прямого действия – через протест, причем чаще всего с применением разных форм насилия.  Причем этот метод становится постоянным, регулярным и повседневным. 

Нельзя сказать однозначно, что митинги являются признаком  реальной демократии в КР или  они демонстрируют слабость институтов власти.

 

Митинги действительно могут иметь угрозу для стабильности общества, учитывая слабость  власти  и явный перевес общественных сил  над государственной машиной. Полоса  революций именно этим и была вызвана.

Возможно, митинги и протесты могут  служить,  в некотором роде, механизмом “выпускания пара”. До поры до времени. Но если проблемы, вызывающие “кипение”, не будут решены каким-то образом,   то исход  будет не очень приятным. От постоянного кипения вода, испаряясь, превращается в пар, а при постоянном огне котел может взорваться.  Так что это условное сравнение  все равно звучит предостерегающе.

То, что оплачиваемые митинги повсеместны,  еще раз указывает на то, что с демократией  это имеет мало общего. Это уже коммерческая деятельность, или доходоприносящая. Оплачиваемые митинги указывают на уровень нравственности в обществе. Мы живем в обществе всеобщего шантажа,  все шантажируют друг друга. А там, где шантаж, там и насилие.

 

Возникает очень интересный вопрос: как направить митинги в правовое и цивилизованное русло? Одно из общеупотребляемых определений цивилизации – это понимание  цивилизации как определенной   ступени исторического развития человечества, следующей за варварством и связанной с достижением определенного уровня  социальности. То есть  цивилизованное общество – это общество, в котором существуют саморегуляция, определенные правила, в том числе законы, духовные и нравственные  ценности,  воля к сосуществованию и так далее.

 

Митинговая  культура и тип митинговой личности в Кыргызстане  указывают на откат от цивилизации. Неспроста люди творческие  говорят об откате в  варварство, в дикость. То есть мы наблюдаем движение вспять. Остановить это довольно сложно, поскольку  ситуация, условно выражаясь, запущена.  Деградация общества идет страшными темпами. Государственная машина управляется заурядными личностями. К сожалению, без лидеров, настоящей элиты, незаурядных личностей этот откат остановить практически невозможно», - сказала Анар Мусабаева.