В ИЮЛЕ 2013 ГОДА поставлена последняя точка в деле Сосногорского пенсионера Геннадия Михеева. А начало этой истории – сентябрь 2010 года. Но, обо всем по порядку.

Геннадий Иваныч Михеев работал в вычислительном центре Сосногорского отделения Северной железной дороги. А проживал он с середины 1960-х годов в неблагоустроенном индивидуальном доме с печным отоплением. Из всех благ цивилизации – только электричество. Все остальные удобства – во дворе. Но центром дома и его несущей конструкцией была дровяная печь, которая в холода обогревала не только горницу, но и спальные помещения дома. Но дом с годами ветшал, печь тоже не прихорашивалась…

Приходилось Геннадию Ивановичу в лютые морозы включать в комнатах электрообогреватели. Но где их столько взять обогревателей? Да и электроэнергия в начале 1990-х дорожала каждый месяц. А с развалом лесной отрасли в Сосногорском районе стали проблемы с приобретением дров… А когда возраст моего героя перевалил за 50 лет, он стал испытывать трудности с обогревом дома – купленные в сортиментах дрова приходилось самому пилить, колоть и складировать. И заказал Михеев в проектном институте Ухты проект газификации своего дома. Сначала заказал за свой счет индивидуальный проект газификации. Затем за свой же счет заказал подвод к своему дому индивидуальной трубы от магистрального газопровода. За свой же счет заказал установку газовых приборов и прибора учета. И стал его дом к концу 1990-х иметь еще один признак цивилизации – газоснабжение.

Ну и чтобы не мерзнуть, провел Михеев по всем комнатам от газонагревательного котла по жилым комнатам систему водяного отопления. В лютые морозы подтапливал печь и жил с некоторым комфортом, хоть и воду брал из колодца, и туалет был выгребной, и баню в мороз протапливать приходилось часа по два, по три…

В 2006 году Михеев вышел на пенсию. Как неработающий пенсионер РЖД получал скидку в 90% на приобретенные дрова для отопления дома, но только в пределах нормы. Условиями получения скидки было для неработающих пенсионеров проживание в неблагоустроенных индивидуальных домах с печным отоплением. И пользовался этой льготой Михеев до 2010 года, когда вдруг кто-то в Сосногорском отделении РЖД не задался вопросом: а почему получает скидку пенсионер Михеев? Ведь у него же есть газ! При этом никто не задался вопросом: а куда делось его печное отопление? А перестал ли он топить печь и баню дровами? Вместо этого в подачи РЖД Сосногорский линейный отдел милиции возбудил в отношении пенсионера уголовное дело за мошенничество! При этом не одно дело, а за все годы в пределах сроков исковой давности.

Дознание было быстрым. А вот судебное разбирательство длилось без малого два года, пока в октябре прошлого года Верховный суд Коми не утвердил оправдательный приговор в отношении Михеева. В общей сложности дело Михеева рассматривали четверо судей в Сосногорске и дважды судебная коллегия Верховного Суда Коми.

В начале 2013 года Сосногорский городской суд реабилитировал Михеева, восстановив его имущественные права. По требованию Михеева помощник Сосногорского транспортного прокурора тихо, в присутствии Михеева и его адвоката принес извинения за незаконное уголовное преследование. И только сейчас, в июле, вступило в силу решение, которым суд признал Михеева пострадавшим и в моральном плане и постановил выплатить ему денежную компенсацию понесенного морального вреда.

Без малого три года боролся Геннадий Иванович Михеев за восстановление своего доброго имени. А добился он этого в первую очередь благодаря своей убежденности в собственной правоте, закаленного характера и наличию свободного времени как неработающего. А сколько людей «складывают крылья» после неправосудного судебного решения и отказываются от дальнейшей борьбы за справедливость? А скольких привлекают к незаслуженной уголовной ответственности по принципу «Был бы человек, а статья найдется»?

И еще. Когда прокуратура требовала признать Михеева виновным, она также просила взыскать с него в пользу РЖД гражданский иск на сумму 8 тысяч рублей – размер «причиненного имущественного вреда». За меры социальной поддержки неработающих пенсионеров…  Это же какими надо быть крохоборами?