Субботу, пол воскресенья (1и 2 июня 2013 года)  провёл в Колве.

 

        Решение поехать появилось в пятницу после работы. тут же и реализовал (спасибо банку Петрокоммерц за предоставленный кредит).

 

   Мало фактического материала и очень -очень странное поведения республиканских властей и подконтрольных СМИ.

    Ни слова про прошлогодний фонтан на Нижнем Одесе, ни слова про катастрофу (как это назвал Тян (со слов местных жителей)) в районе Щельябожа (лукойловские аварии) и тут они начинают мочить совместную российско-вьетнамскую компанию. Но с каким-то странным запаздыванием. Судя по приходящим сообщениям масштабы разлива в Колве огромны. Кто из нефтяных компаний мог себе позволить безнаказанно вылить такое количество? Чьи депутаты есть почти в каждом муниципалитете? Кто настолько прикормил местные власти? И кому географически белее вероятней загрязнить Колву? Чьи интересы может представлять министр Лисин? У кого самый богатый опыт сокрытия нефтяных аварий?

      И зачем РусВьетПетро было признаваться в разливе 20 кубов, если бы они знали реальное количество нефти в реке? Мне показалось за всей этой кутерьмой где-то торчат уши ЛУКОЙЛа.

           Уже по дороге решали с местными жителями вопрос со встречей, ночёвкой, показом реки.

           По приезду, пообедав, сразу увязался с местными сборщиками нефти. В селе ложили асфальт. Погода тёплая.

            Так выглядит берег Колвы в районе села. Нефть пришла в село Колва 25 мая вечером. Сегодня -  1 июня, то есть 8-й день.

     Поднялись вверх по реке на 7 километров (по навигатору). По обоим берегам полоса нефти на кустах в среднем 50 см высотой (вода падает)

  Видели один "пост" на правом берегу: 2 бона метров по 20 и собранная нефть на берегу. Слово "пятно", используемое официальными (продажными может вернее было бы) СМИ к плывущим по реке кускам, пластам нефти я думаю мало применимо ("пятно" толщиной 5-20 см наверно уже не пятно)

 

      Встречаем лодку с уже собранной нефтью

 

       Нефть собирается в кустах,  траве. Солнце подтопит или прибудет вода. всё это поплывёт вниз.

 

      Пристаём к одному  сгустку (примерно 4 на 8 метров). нефть собирают лопатой. Очень густая. Это и отметил, кстати, глава Усинска Тян на сходе в селе (я потом видео смотрел) - "нефть тяжёлая, с водой не смешивается". Ребята говорят, что сегодня жарко, нефть стала пожиже. Поэтому собирают дольше, не 20 минут как раньше.

  Заметно не убавилось. Ребята говорят, что раза 3 ещё можно сюда приехать. Пытаемся замерить толщину слоя,  не меньше 5 см.

 

 

  Нефть действительно очень вязкая и с водой не смешивается. Рассказывают, что очень много её идет просто под водой. Были случаи что лодка чуть не переворачивалась натыкаясь на такой пласт.

   Мне Колва напоминает сточную канаву шириной 300 метров.

   Собрали 200 литров, едем обратно. Хочу посмотреть процесс сдачи.

 

 

    Начинаю понимать, что пункт приёма нефти - это сейчас единственное место, где можно хоть как-то посчитать возможный ущерб (в части объёма). Вот бы где сейчас находиться представителю Росприроднадзора . Ну конечно если они хотят посчитать ущерб (в чём я очень сомневаюь, хотя нет: я это знаю).

 

               

     

       Увидев, что я фотографирую, ко мне подходит представитель РусВьетПетро. Я представился как корреспондент семёрки, член Комитета спасения Печоры, член Коми правозащитной коалиции. Фамилию назвать представитель отказался, но поговорили нормально. Сошлись на одном - нефти "до х....". Искренне недоумевает "у нас столько не вылилось". И лично я ему верю. Советую им проводить своё расследования и сделать независимую экспертизу химического состава нефти (не доверять анализу Росприроднадзора) для установления месторождения.  Спрашиваю а где силы ЛУКОЙЛ и Роснефти , о чем писали СМИ? Вон 2 бона в реке - это Роснефти, а Лукойл великодушно предоставил свой шламонакопитель. Больше ему неизвестно. Подошёл представитель СПАСФ "Природа". Обоим задаю вопрос о количестве принятой нефти. Под различными предлогами уклоняются. Мои попытки надавить ответственностью за непредоставление информации, сокрытие информации о состоянии окружающей среды и прочее не имеют успеха. Говорят, что вся информация в администрации города. Звоню коллегам из комитета спасения Печоры, жалуюсь.

      Связь в Колве неприятно удивила. Вроде всего 12 км от жиреющего Усинска, а уже глухомань. Раза с пятого удаётся позвонить (МТС). Тариф для интернета от МТС мне не пригодился (удалось только пару комментариев сделать ночью). Ростелеком скоростной интернет им не тянет (невыгодно). Есть интернет от Мегафон (модем с усилителем и направленной антенной), но 1 фотку на 2 мб грузил минут 10. И разный уровень приёма в разных концах села.

  Остатки дня провёл в общении с местными жителями. При желании можно установить хотя бы сколько они собрали.

  Одна бригада (одна лодка) на 17.00 1 июня сдала 15 200-литровых бочек. Всего с села собирает 7 лодок.

   Как я понял, РусВьетПетро добровольно оплачивает сбор нефти (ещё до установления вины). Сборщикам из села выдаётся одноразовая спецодежда. Первоначально планировалось 3-х разовое питание, но таких объёмов нефти Рус Вьет Петро не ожидал.

   По общему мнению опрошенных, процентов на 90 нефть в реке лукойловская, просто порыв РусВьетПетро выше по течению реки. Люди говорят о большом количестве зимних аварий на Лукойловских нефтепромыслах (многие там работают).

   Люди, участвующие в уборке рассказывают - Где-то  тут ездит Тян (мэр Усинска) с телеоператорами, снимает кино, видимо про себя.

  Прочитал газету Усинская новь от 1 июня. Они точно живут в какой-то параллельной реальности.

   И есть мы и наша правда, та, что на берегу и полная беспомощность чиновников перед аварией, а есть их виртуальный мир с 3 тоннами нефти и оперативными действиями всех служб и Глава "на лихом коне" впереди.

   Ещё по дороге в Колву попросил Тамару Макарову найти критерии объявления чрезвычайной ситуации. Через интернет файлы принять не удаётся. По телефону определяемся: чрезвычайная ситуация должна быть объявлена при попадании в реку 5 тонн нефти. По моим прикидкам нефти на импровизированном пункте приёма  на берегу достаточно. Решаем утром зафиксировать количество.

   Результатом становится акт. Застаём как раз разгрузку баржи и подсчёт мешков с нефтью. Мешки привезли снизу по течению реки, а вчера меня пытались убедить что внизу нефти почти нет. Человек, которого представляют заместителем директора СПАСФ "Природа" отказывается от каких-либо комментариев, при этом сказав что ему “пофиг” как об этом напишут. Я всегда подозревал это предприятие в соучастии в сокрытии всех лукойловских аварий.

 

 

 

    Сообщаю об объёмах Валентине Семяшкиной, Надежде Давыдовой, Тамаре Макаровой. Прошу сообщить везде где можно. Такой своеобразный тест чиновникам. Нефть сейчас лежит на берегу. Оторвите попы и приезжайте , меряйте. Для примера: один из правоохранителей, кому это было интересно, приехал из Усинска через 20 минут.

  Похоже, чиновники попы не оторвали. И хотя информация о как минимум 12 тоннах нефти (учли и плотность примерно 0,9 и воды 20%, хотя воды почти нет) направлялась в несколько гос. органов, ЧС до сих пор не объявлена.

 

 

   Хожу по селу, собираю видеоматериал у кого есть, пытаюсь восстановить хронику событий. Требует доработки. Отдельным постом напишу. Одно понятно - власти врут.

 

      Успеваю немного расспросить про село. Село Колва входит в МО Городской округ Город Усинск. Зарегистрировано примерно 340 человек. Около 60 пенсионеров.Много молодёжи работает на нефтепромыслах. Массовой работы в селе нет. держат скот, огороды, рыбалка охота (но наверно это уже не может прокормить - посмотрите на карту). Есть администрация на 3 населённых пункта, фельдшерско-акушерский пункт, полиции нет (ближайшая в Парме), есть дом культуры (кружки, танцы), есть начальная школа, с 5 по 9 класс ежедневно возят в Парму, с 9 в Усинск,

водоснабжение со скважины, но вода плохая из-за изношенности водопроводов (на вкус, если честно, гадость)

     Газа нет, хотя до ближайшей газовой трубы, откуда можно подключится, 8 километров.

    Про интернет я писал.

    До Усинска асфальтовая дорога. Дорогу в селе заасфальтировали после аварии 94 года. При мне в селе проложили метров 200 асфальта (говорят деньги на это выделялись ещё в прошлом году).

     Я удивлялся. спрашивал - куда это дорога? Зачем сейчас асфальтировать, если явно на реке не хватает техники? Разводят руками - логика местной власти непонятна.

     Сходили к печально известной ферме (поступила информация о разлагающемся трупе коровы в гараже). Информация не подтвердилась. Хотя в гараж мы и не попали.

    Есть 20-летний долгострой - спорткомплекс. Пока только фундамент.

 

 

    Я спрашивал, сравнима ли нынешняя авария с аварией 94 года?   Нет, тогда нефти было намного больше, но река скорее всего убита на несколько лет.

    Спрашивал, оповещали ли вас о том что из реки нельзя пить воду, поить животных? Нет.

    По словам местных жителей в той или иной степени нефтью заливают Колву с 70-х годов. Шучу: “наверно, вы уже мутировали под нефть”.

  Спрашиваю, почему не уедете, ведь тут ничего не осталось и на мой взгляд жить нельзя? Пожимают плечами - а куда? мы тут всегда жили.

 

  В настроении чувствуется боль за реку, переживают за здоровье детей, чувствуется сдержанный гнев, но мне показались люди не озлоблены, открыты к общению. Иллюзий не строят, понимают, что как только шумиха утихнет, про них забудут. Надеются только на себя.

 Но будь я нефтяным “генералом” или высоким чиновником, я бы с опаской приезжал в это село.

Жителям есть что сказать.

 

Я думаю -  если бы села Колва не было, знали бы мы что-нибудь о нефтяных разливах на Усинских нефтепромыслах? Думаю, это некий форпост на пути нефти в Печору и дальше в Баренцево море. Таков вклад колвинцев в поддержание мирового экологического баланса.

 

Таким образом, мной осмотрено 7 километров реки выше села. Информация о том что происходит ниже села пока скудна.

  С учётом того, что вода в реке падает и нефть оседает на берегах, думаю много нефти сейчас осело на островах, в заводях в силу особенностей рельефа, течения ниже по реке, дальше по Усе и Печоре.

  Информация оттуда очень скудна и так понимаю от власти мы ничего не узнаем. В случае паводка нефть с берегов поплывёт дальше.

  Мало информации о том что происходит выше села. А это почти 200 километров реки. Сокрытие масштабов катастрофы и непривлечение необходимого количества сил никак не способствует улучшению ситуации.

  Я думаю, эти участки надо просто проплыть. Вот бы где пригодился водный туризм.

 

  На видео схода, состоявшегося 29 мая 2013 года по инициативе жителей, можно увидеть... (да сами посмотрите. не буду предопределять). Авторство уточню позже.

 

 

 

 

    Вскоре состоится заседание Комитета спасения Печоры. Один из вопросов - экологическая ситуация на Колве, Усе, Печоре. Кому есть что сказать, сообщайте. +79121065435 Иван,

 

 

    И у меня убедительная просьба к местным жителям сообщать информацию как можно точнее.

 

  Так сообщение “нефть от берега до берега” не даёт представления о количестве и составе и месте.

 

  “Нефть в виде тонкой плёнки, пластов размером до 8 на 4 метров при толщине от 5 до 20 см при ширине реки около 300 метров в районе села координаты - ХХХХХХ ” уже намного яснее даёт представление, хотя и не точное количество.

 

Если вы производите видео фото съёмку постарайтесь указать кто снимает,  время, координаты или привязаться к какому то объекту, чтоб по карте можно было определиться.

 

     Желательно, по всему что видите составлять акты в произвольной форме (дата время, место, измерения). Всё это позволит создать близкую к реальности картину и может пригодиться в суде или ещё где.

 

    Оставляю пост незаконченным. Понимаю что ситуация не на один месяц.