Я говорил об авторах и редакторах. Но главное не поймешь при таком обзоре. Поговорим о читателе.


В начале 20 века Черчилль, пройдя по рабочим кварталам Лондона, заметил:
"Здесь живут люди, которые никогда не видели ничего красивого и не думали ни о чем умном". Он говорил это без упрека, и без брюсовской, декадентской надежды, что оттуда придут "гунны, которые нас уничтожат". Он говорил как прагматичный политик и добрый христианин: надо что-то менять. В те же годы он дружески общался с английскими фабианцами (умеренными социалистами), стремившимися изменять жизнь рабочих к лучшему.


И в двадцатом веке, несмотря на ужасные войны, мечта 19-го века о всеобщей сытости, грамотности, комфорте, доступной медицине - сбылась. По крайней мере на огромной части планеты. Сбылась также великая мечта о доступности культуры: все есть в сети. За пять минут и десять кликов можно найти книги, за чтение которых могли раньше отрубить голову. За которые расплачивались бриллиантами. Увидеть картины великих художников в таком качестве и количестве, что ни один король или мастер прошлого - не мог.

И оказалось...


Появилось поколение, которое может вовсе ни о чем не думать. не только об умном. Зачем?


Поколение, которому красивое - просто неинтересно. Создан мир, в котором большинство может не работать. Или - симулировать работу (чтобы всем спокойней было), заниматься чем-то не требующим никаких умений, не предполагающим никакой ответственности.


Спорят: труд сделал из человека лошадь или из обезьяны человека. Я - не знаю. Не знаю я и того, что отсутствие необходимости труда сделало с читателем.


Ясно,что у этого поколения совсем другие будут литературные вкусы и привычки.

Оригинал

В догонку

 

«При чтении рукописи должно возникнуть возбуждение на физическом уровне» - это я увидел в ЖЖ у френдов, сслыка на ссылку, так что не буду указывать источники.
 

Замечательная иллюстрация к моему предыдущему посту. читательские массы, восставшие массы хотят испытывать от рукописи дрожь в своих пышных телесах.
Это худые монахи древности учили о важности "внечувственного", об умении освобождаться от власти своих телес.


Я когда-то писал, что современное искусство "щекочет мир". Писал критически: очевидным мне казалось,что это постыдное, неприглядное для искусства занятие. Теперь я вижу, как это возлагают его обязанностью не стесняясь.

Оригинал