Игорь, пишу обещанный ответ.

1."Сразу могу тебе сказать, что весь спор вокруг епископа я не отслеживал и он меня мало интересует. Когда люди начинают залезать в личную жизнь, я всегда это стараюсь обойти".

Игорь, на всех встречах Семерки с читателями именно ты ее представляешь. И вдруг, в нарушение элементарных этических правил и законодательства на сайте появляется материал, где выставляется на всеобщее обозрение частный разговор. На портале 7х7 появляется банер, приковывающий внимание к вымышленной содомии епископа. И все это анонимно, никаких концов, хотя участие редакции очевидно. Хорошо ли в этом случае, что ты таких вещей не отслеживаешь?

2. "У меня только один вопрос всегда был к епархии, а что православие в России уже настолько прочно встало на ноги, что бы так легко бросаться приходами".

Священник, которому епископ особенно доверял, был поставен на один из самых крупных в епархии приходов. Именно владыка Питирим его когда-то и создал. Священник, в силу разных причин, утратил доверие и получил в окормление два прихода менее значимых - недалеко от прежнего. С этого началася конфликт, в ходе которого на архиерея были вылиты водопады грязи. Его частные разговоры распространялись в сети, в его адрес клеветали. Даже если он был изначально неправ, что далеко не факт, оппоненты давно перешли ту черту, которая отличает православный приход от сборища людей, потерявших всякий
стыд. Не думаю, что правда особо интересовала автора гнусных вбросов на Семерке. Не случайно он остался анонимным.

3. "Что касается спора о Стефан Пермском... Этот разговор - ну хотя бы потому, что люди должны услышать во всех деталях о всех источниках по данному периоду. То что разные люди предлагают разные интерпретации - не вижу здесь ничего плохого".

Источники ни одного из авторов нападок на св.Стефана категорически не интересовали. Полное игнорирование исторических сведений, которые дезавуировали на ходу. Разгул интерпритаций, где ложь громоздилась на ложь. Даже если проигнорировать беснующихся нациков, что наговорили люди, к которым обратился Терешонков?

- Таскаев придумал груз книг, которые Стефан зачем-то, по его мнению, притащил в Коми. Где не то что читать на церковно-славянском, говорить по-русски не умели. Или вот: "Стефан был послан сюда не только как миссионер, но и как административное лицо". Да, но на втором этапе, уже будучи епископом. А разговор шел о первом, когда простой монах с трудом нашел епископа, согласившегося благословить его миссию.

- Жеребцов-младший заявил:

"Для любого разумного историка будет очевидно, что он шел не один".

Это не завяление ученого, а скорее политика. Жеребцов с ходу зачислил всех опонентов в людей, лишенных разумности. Это поведение ученого? И ладно бы, опирался при этом на источники. Так нет, из Вымско-Вычегодской летописи и жизнеописания Епифания следует прямо протвоположное - в 1379-м Стефан пришел один. Поселился один в келье. Несколько раз попытались убить его одного, а не группу лиц, якобы пришедших со святителем. И отступали, как следует из источников, вовсе не потому что, как полагает Жербцов, Стефана прикрывала охрана.

- Павел Лимеров, которого я очень уважаю как исследователя коми-фольклора, вдруг говорит о насильственной христианизации. С какой стати? Чтобы обратить зырян насильно требовалась не просто дружина (Устюжская дружина св.Стефана не сопровождала, это исторический факт), а дивизия-другая опытных егерей. Как утверждал Жеребцов-старший святителю удалось обратить не более 500-700 человек, порядка 10 процентов населения, что согласуется со всем фактическим материалом, который мы имеем и элементарным здравым смыслом. Христианизация продолжалась еще пару столетий, и о насильственном ее характере ничего не известно. Причина по которой часть зарян ушла с Выми на Вычегда лежит на поверхности. Разрушение кумирниц и уничтожение идолов.

Очевидно это и имел в виду Павел, когда сказал о "насильственности", но Семен Терешонков забыл это прояснить, а нацики завопили о геноциде. Несколько сот комментов о дружине, геноциде и так далее.

4. "Никто же при этом не покушается на величие подвига Святителя", - говоришь ты на это. Особенно удивительно звучит здесь "никто". Игорь ты хоть раз заглянул на две ветки, где память о святителе неделю за неделей смешивали с грязью?

Я не виню тебя в том, что ты все это спровоцировал, ты разумный, вменяемый человек. Но я виню тебя в попустительстве этому безумию, того, что Сарычев справедливо назвал попыткой уничтожения культурного кода. Добавлю, что именно так начинались все трагедии рубежа 90-х на Кавказе, в Средней Азии и Приднестровье. С безумия одних и попустительства других. Интеллигенция решила обрести "историческую правду" (то есть вместо неполной правды воздвигла на пъедестал наглую ложь, "интерпритации", как ты выразился), а десятки тысяч людей, в том числе женщины, дети, попали под нож. "А мы чё, а мы ничё" - развела руками интеллигенция.

Будем экспериментировать на этот счет в нашей Республике?

Вот это, Игорь, тебе нужно было сказать не мне, а тем кто поносил здесь святителя в минувшие недели:

"Пусть звучат разные голоса, но в общем тоне, мне показалось, что люди согласились с важностью подвига Святителя. А то, что было сложностей очень много, так может это и хорошо. Добро всегда пробивается с большим трудом. В этих спорах в моих глазах подвиг Стефана стал еще более ценным и я вдруг осознал, что ему было очень тяжело, но он сделал этот важный шаг в истории коми народа. А другие святители продолжили его подвиг, понесли большие потери, но довершили дело, привели народ в лоно церкви".

Трудно с тобой не согласиться, но почему так поздно, и практически случайно, если бы я не спросил, ты бы так и промолчал. И все что знали бы читатели и посетитители сайта: 7х7 объявил сезон охоты на Просветителя, которого почитает
весь православный мир.