Позавчера вечером приехали в Йошкар-Олу. С утра иду на лекцию, которую ведет Роберт Латыпов из Пермского Мемориала для учителей истории. Они разработали много уроков по истории правления Сталина и предложили эти разработки. Очень интересный подход.  Они опираются только на документы и разбирают документы с учениками. Эпоха Сталина через документ - это профессионально и экспертно. Жаль, что в зале находится лишь один учитель истории, один руководитель школьного театра, правозащитник и директор музея по Истории ГУЛАГа в Йошкар-Оле. Все это можно скачать здесь. Семинар проходит в отделе образования Йошкар-Олы. На улице морозец и в зале очень холодно. 



Потом мы идем поесть в кафушку "Тарелка". Там я встречаю, по договоренности, с Ириной из марийского ОНК. Она только что была с посещения и после обеда бежит в Следственный Комитет. Обсуждаем общие вопросы. Говорим о том, что в России опять не сажают заключенных ближе к дому, а развозят по всей России, что само по себе плохо сказывается на социализации. 

Дальше идем в музей ГУЛАГа. Бывшее здание НКВД. Заходим. Больше похоже на склад. Много экспонатов. Директор очень деятельный мужчина с крепкими руками человека, не боящегося физической работы. Шокирует рассказами о голодоморе в Марий Эл. О том, как разбирали в 20-е года кладбища и строили из известковых надгробий дома, 


Тут же сидят старушки, дети репрессированных, они присматривают за музеем. Ведет в сохранившуюся камеру. Сильное впечатление. Нары, параша. В камере одновременно жили по 100 человек. Представляю жуткую тесноту. Показывает, как производились пытки. Показывает фотографии тех, кто пытал. Это были офицеры НКВД. Одна из женщин была работником НКВД и была осуждена за слишком жестокие пытки. Отсидела и просилась обратно в партию. Ее не взяли. Они работала на разных работах, была директором дома культуры, еще где-то. Умерла в 80-х годах. Описанные в деле, по которому она была осуждена, технологии пыток заключенных в НКВД, просто страшные. Люди соглашались на все, после того как проходили ее руки. Потом идет рассказ про другого НКВД-ешника. Он расстрелял со своей бригадой около 7 тыс. человек. Выжившие заключенные рассказывали, как боялись, что их отведут к нему и к его расстрельной команде и рассказывали, как других уводили на расстрелы. Расстреливали здесь же во дворе, под звук дизеля. Утренний звук дизеля слышали родственники расстреливаемых, потому что они проводили дни и ночи под дверями этого страшного особняка. В 80-х годах старый расстрельщик был найден дома повешенным на своей двери. Закрыли дело, заявив, что это было самоубийство, но никто из соседей это не верят. После смерти в квартире расстрельщика были найдены несколько десятков килограммов заплесневелых шоколадных конфет и хорошо смазанный пистолет с патронами. Почему НКВД-ешник не застрелился, а очень глупо на двери повесился - это главный вопрос. 

Мы выходим в шоке из музея. Мало времени. Бежим в гостиницу. Там наша встреча с блогерами«7x7». Пришло 22 человека. Долгая беседа. Говорим о прошлом, о будущем, об ответственности, о том, о чем хотелось бы говорить на нашем сайте. Разговор заканчивается только в 18 часов. Расходимся. 

С несколькими блогерами идем в мой номер и долго беседуем на разные темы. Говорим о «7x7»  О марийцах, о коми, о мифологии, о мультикультурализме в Европе и России, о Средней Азии, об оппозиции, о виктивности, о неандертальцах, об истории Сыктывкара, о главах наших регионов, об археологии и т.д. и т.п. Расходимся за 10 минут до полуночи.