Автор: Павел Влизков

 

Студенты настроены решительно. Фото Сергея Харченко/foto.delfi.ua
 

Сегодня в актовом зале главного корпуса Коми государственного пединститута состоялось собрание студентов, преподавателей и администрации учебного заведения, созванное с целью обсуждения сложившейся вокруг старейшего вуза республики ситуации. Напомним, КГПИ наряду с Сыктывкарским госуниверситетом попали в список «неэффективных» вузов, подлежащих реорганизации, что дало повод для разговоров о необходимости их объединения в один учебный комплекс.

 

 

Мероприятие вызвало большой интерес у студенчества, и зал на несколько сотен посадочных мест был практически полон. Председатель собрания – член студенческого совета Светлана Минина, - поприветствовала собравшихся, предложила всем активнее участвовать в конференции, задавать вопросы, делиться советами и пригласила к микрофону ректора Коми пединститута Михаила Китайгородского.

 

Глава образовательного учреждения начал с того, что,  на конференции трудового коллектива, познакомил публику с предысторией ситуации, в которую попал КГПИ. В завершение своего выступления ректор сообщил об итогах конференции трудового коллектива, в ходе которой так и не удалось выяснить позицию правительства Коми в отношении признанных «неэффективными» местных вузов, а также о подписанном обращении в Министерство образования и науки РФ, Министерство образования РК, к Главе РК и полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе,одним из пунктов которого является ходатайство о перенесении КГПИ во вторую группу «неэффективных» вузов, которые нуждаются в оптимизации деятельности, а не реорганизации.

 

- Сейчас идёт такой переговорно-консультативный период, когда мы работаем с нашим регионом, с Министерством образования и науки России по вопросу того, чтобы нам дали возможность оптимизировать свою деятельность без реорганизации, - отметил г-н Китайгородский.

 

Далее ректор коснулся проблемы освещения ситуации в СМИ:

 

- К сожалению, некоторые средства массовой информации серьёзно искажают хронологию событий и вообще всего происходящего… Может быть, вы слышали об открытом письме пяти студентов нашего института ко мне, в котором они обвиняют руководство вуза в бездействии, в невозможности побеседовать со мной, встретиться. Но лично ко мне никто не обращался, мой секретарь тоже говорит, что никаких попыток со мной связаться ни у кого не было… Дверь моя открыта, я готов к общению с любыми студентами, я сам с ними часто общаюсь. Общаемся мы нередко со студенческим советом по горячим для института вопросам, также регулярно общаемся с нашими творческими коллективами, в частности с нашей командой КВН. Поэтому проблем нет – пообщаться, поговорить о проблемах, разрешить их… И вот это послужило поводом, некой провокацией для того, чтобы исказить потом сведения о нашей работе.

 

Также Китайгородский подчеркнул, что весь преподавательский состав выступает за сохранение самостоятельности КГПИ. И это не только потому, что «это их рабочее место, а это их жизнь, и ведь есть много примеров, когда подготовка педагогических кадров на какой-то другой площадке, в частности на площадке классических университетов, через какое-то время сворачивается: есть пример Кировской области, когда там тоже был КГПИ (Кировский государственный пединститут), который преобразовали в гуманитарный университет, и теперь с каждым годом педагогических специальностей становится всё меньше. Это произошло и с нашим сыктывкарским университетом, база которого тоже была основана на базе педагогического института, то есть 40 лет назад (в год открытия СыкГУ) многие специальности были университету переданы, в частности химия, история, и теперь этих педагогических специальностей больше нет… Эти и масса других примеров показывают, что подготовка педагогических кадров должна быть эксклюзивной, проводиться в определённой атмосфере...»

 

По поводу того, какими средствами стоит отстаивать позицию института, ректор заявил, что ни о каких митингах, противостояниях не может быть и речи, и он категорически призывает студентов воздержаться от каких-либо уличных действий:

 

- Есть технологии, есть возможности работать без выхода на улицу, и этим надо пользоваться. У нас серьёзная поддержка общественности: это учителя нашей республики, это родители и просто здравомыслящие люди, письма от некоторых из них получает Владимир Шарков (министр образования Коми). Вы и сами являетесь взрослыми, здравомыслящими людьми, креативными студентами, и я уверен, что вы знаете, как показать себя с позитивной стороны, как показать преимущества студентов пединститута, как продемонстрировать наш бренд, который формировался в течение 80 лет. И вы без труда можете реализовать свои идеи и показать себя с лучшей стороны. Я уверен, вместе мы много добьёмся.

 

Пришло время студенческих вопросов ректору.

 

- Слух об объединении КГПИ и СыктГУ идёт… И вопрос такой, что будет со студентами старших курсов и какие дипломы они получат? – открыла серию вопросов одна студентка.

 

- Старшие курсы получат дипломы Коми пединститута. Слухи – это слухи.

 

- В Тамбове студенческий и преподавательский состав местных вузов вышел на улицы отстаивать свои учебные заведения. Этим они воздействовали на губернатора, который обратился в минобрнауки РФ и добился сохранения автономности этих вузов. Почему бы нам не поступить также? – спросил молодой человек.

 

- На самом деле это не совсем так. Я считаю, что не выход на улицу студентов и преподавателей позволил отменить решение. История была другой: решение было принято министром образования и науки России Дмитрием Ливановым на основании решений Учёных советов этих двух вузов, которые согласовали объединение своих учебных заведений в одно. И была получена поддержка региона. Естественно Ливанов, получив документы из Тамбова, не возражал решению об объединении. Но когда трудовой коллектив одного из вузов узнал, что появился приказ о слиянии, то возмутился и ходатайствовал об отмене такого решения. Это и послужило поводом для министра Ливанова дать обратный ход делу. Таким образом, его просто ввели в заблуждение.

 

Слово взяла учащаяся факультета иностранных языков, посетившая вчерашнюю конференцию трудового коллектива КГПИ. Её возмутило то, что вчера большинство представителей СМИ покинуло зал заседания вместе с министром образования РК Владимиром Шарковым, в результате чего их репортажи о конференции получились «однобокими» и отражающими лишь точку зрения Шаркова. Особенно досталось газете «Красное знамя Севера» и её главному редактору Дарье Шучалиной, которая в своём  сравнила общение министра Шаркова с преподавателями КГПИ, как «со стеной».

 

- Почитав комментарии на сайтах местных СМИ, я встретила среди общего количества отзывов большинство негативных. А вы сказали, что у нас большая поддержка со стороны общественности… - заметила студентка. – Вчера много говорилось о том, что нужно меньше эмоций, надо больше конструктивных решений. Так вот, на ресурсе «7х7» я наткнулась на интересную  общественника Алексея Семёнова, который ещё несколько лет назад предполагал, что наш вуз может плохо закончить, и предлагал создать на основе КГПИ базу для дистантного обучения детей-инвалидов. Как вы считаете, возможно ли сейчас создать нечто подобное, чтобы не только дополнительные финансы привлечь, но и показать нашу эффективность, что мы нужны всё-таки республике и России?

 

- Ну, с некоторыми тезисами я не могу согласиться, я всё-таки слышу больше позитивного об институте, чем негативного. И каждый из нас чаще слышит и видит то, что хочет слышать и видеть… По второму вопросу могу сказать, что мы пытались взяться за это дело, обращались в Министерство образования Коми, но проблема в том, что мы – вуз федерального подчинения, и наше региональное министерство не может передать средства федеральному учебному заведению на работу с детьми-инвалидами. Мы пытались, но не получилось… Однако работа в этом направлении ведётся, её не нужно начинать заново.

 

Ещё одна студентка инфака задала г-ну Китайгородскому ряд вопросов, среди которых был вопрос, касающийся разработки в Коми проекта «педагогической вертикали» на базе КГПИ. Ректор ответил, что у них «есть проект договора по созданию консорциума, в который вошли бы Коми пединститут, педагогический колледж сыктывкарского гуманитарного колледжа, Институт развития образования и воркутинский педагогический колледж, но, к сожалению, весной этого года этот консорциум стал проскальзывать – у нас с министерством начались обоюдные претензии, пошло какое-то несогласование. То есть внутренне все эти учебные заведения готовы к участию, но министерство говорит: «Давайте подождём…» Поэтому этот консорциум пока только в проекте».

 

Касаемо возможности или невозможности пединститута стать филиалом боле крупного педагогического вуза, в частности санкт-петербургского РГПУ им. Герцена, ректор ответил, что у РГПУ есть уже три филиала, эффективно работает из них лишь один… И что даст Коми пединституту статус филиала – неизвестно: «Сотрудничество с РГПУ им. Герцена у нас тесное, но переквалификация в филиал принесёт сомнительные результаты. На качество образования это не повлияет».

 

- А когда станет точно известно, соединят нас с СыктГУ или что вообще сделают? Какой срок отведён на решение? – спросили главу пединститута.

 

- Весной 2013 года минобрнауки РФ должно отчитаться Президенту страны о предложениях по результатам вот этого мониторинга. Есть ситуации, когда вузы объединялись с целью улучшения своей эффективности и без всякого мониторинга, если это нужно было их региону, например. Но в нашем случае мы имеем два вуза с признаками неэффективности, и думать, что их объединение приведёт к эффективности… Наверное, все понимают, что это невозможно.

 

Нашлись молодые люди, обеспокоенные перспективой того, что они получат по окончании новообразованного вуза диплом СыктГУ, который, по их мнению, «совсем не котируется на рынке труда республики»… Китайгородский сообщил в ответ на это, что в указе Президента РФ чётко дано указание «соблюсти права обучающихся на завершение обучения по тем программам, по которым они обучаются».

 

Далее студенты начали обсуждать, как они сами могли бы помочь институту, как привлечь внимание общественности к необходимости сохранения самостоятельности вуза. Первым вариантом стало составление коллективного письма в адрес Министерства образования и науки РФ, в котором студенты намерены описать, насколько они дорожат своим учебным заведением, как ценят получаемые в нём знания, и какую важную роль выполняет КГПИ в культурно-образовательной сфере региона. Также было предложено создать некий социальный ролик. Предложили всё-таки и уличную акцию – творчески оформленный флешмоб. Для обсуждения деталей этих предложений, а также любые другие предложения сторонники сохранения самостоятельности Коми пединститута создали свою группу в социальной сети «ВКонтакте».

 

На фоне такого активного движения вокруг Коми пединститута, оказавшегося в неприятной ситуации с признанием его деятельности «неэффективной» по достаточно спорным основаниям, интерес вызывает отсутствие какой-либо реакции на аналогичную «судьбу» преподавательского и студенческого коллективов Сыктывкарского государственного университета. У стороннего наблюдателя может сложиться ощущение, что профессора, доктора наук и прочие научные сотрудники СыктГУ согласны с оценкой своей работы.

Отсюда