Университет – это зеркало, очень чувствительное к процессам, происходящим в обществе. Несмотря на важность личностных факторов руководителей вуза, его преподавательского состава и студентов, определяющую роль играют процессы, протекающие на уровне страны в целом.


Современная Россия больна коррупцией. Университеты не являются исключением. Коррупция проявляется двояким и парадоксальным образом. С одной стороны, есть рынок спроса и предложения: одни дают, другие берут. Я маленький человек в этой системе и ничего не беру по простой причине, освобождающей меня и мук и корыстолюбия, и от загнанной вглубь души совести: мне просто никто ничего не дает. И не потому, что я очень честный, а просто давать не за что. В силу этого данная сторона коррупции мне доступна лишь через чужой опыт.


Вторая сторона коррупция – это система борьбы с этой раковой опухолью. И система борьбы представляет собой вторую, как оказалось, не менее опасную опухоль. Коррупция в российской системе – это и смазка, и топливо, придающие ей динамику. Этим можно возмущаться, но пока жизнь устроена так. Борьба с коррупцией оказывается в наших условиях борьбой с этими источниками и энергетики системы, и ее бесперебойного движения. И с этой второй стороной коррупции я сталкиваюсь в последние годы постоянно.


Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Здесь именно тот случай. Борьба с коррупцией в университетах все более явно ведет к патовой ситуации, когда приходишь к простому выводу: проще не работать, чем работать. Антикоррупционные меры складываются в разветвленную систему, столь эффективно стопорящую динамизм, что университетский паралич уже не кажется необоснованным и иррациональным страхом. Он маячит как перспектива.


В итоге складывается парадоксальная ситуация: развитие вузов тормозится и коррупцией, и борьбой с ней.

Оригинал