Путин на заседании Совета по правам человека (СПЧ) не обещал пересмотра антиправового закона об иностранных агентах. Как сообщили некоторые СМИ: «Я считаю, что все, что не связано с политикой, должно быть исключено из действия этого закона», - сказал Путин в понедельник на заседании СПЧ.Однако в своем блоге член СПЧ Андрей Юров пишет: «Что касается закона об иностранных агентах, то тут не было обещаний пересматривать, а было скорее предложение некоего разговора».

А этот закон, тем не менее, 21 ноября вступает в силу. Правозащитные организации уже выразили свое отношение – они будут бойкотировать закон, следовательно, не станут регистрироваться как иностранные агенты. Хорошо, что руководитель «Голоса»  Лилия Шибанова  вошла в СПЧ, ведь именно под ее организацию, которая обеспечивала общественный контроль за честными выборами в 2011-2012гг., писался этот репрессивный закон. «Голос» очень важно сберечь как эффективную организацию, поэтому членство в СПЧ может стать некой гарантией от произвола.

 

Как я уже писал, главная проблема этого закона в том, что там даны расплывчатые (как и в других законах, например Закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») формулировки политической деятельности. Минюст в официальном письме, фактически, отказался отвечать на прямые вопросы правозащитной ассоциации «АГОРА» относительно правоприменения закона. Следовательно, любая НКО, получившая, даже против своей воли, хоть гривну от гражданина Украины или, не дай бог, доллар из США, может стать объектом преследования с очень серьезными последствиями. В этой связи многие организации уже отказались (или взяли паузу) от иностранного финансирования и ищут другие способы продолжения работы, что означает приостановку или сокращение объема предоставления услуг гражданам в защите их прав.

 

Уже есть первые результаты правоприменения законодательства о  блокировании сайтов в интернете. Государство (!), в рамках финансирования социально значимых проектов в 2012-2013гг., выделило Московской Хельсинкской группегрант на проведение мониторинга правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав, т.е. всего пакета репрессивного законодательства (клевета, митинги, гомофобия, НКО-иностранный агент, блокирование сайтов в интернете). Интересно захотят ли чиновники услышать о результатах правозащитного мониторинга и изменить законодательство?  

 

Подборка материалов по статусу НКО-иностранный агент.