Сохранится ли правозащитное движение в складывающейся сейчас ситуации? Есть ли перспективы у правозащитного движения? Уверен, есть. 

 
Правозащитное движение в нашей стране сформировалось при тоталитарном режиме в 60-е - 70-е годы в атмосфере тотальных репрессий. Все мы прекрасно знали, что ждет нас только одно будущее, это лагерь, и разным людям в разное время это "подходило". Я получил предупреждение по 70-й статье (ст. 70 УК РСФСР "Антисоветская агитация и пропаганда" - «7x7») в 85-м году, пока еще был жив Черненко. Мы были к этому готовы. Но правозащитное движение, несмотря на аресты, на репрессии, укреплялось и было действенно. Как ни покажется странным, даже в той ситуации многие наши действия по защите людей были эффективны.
 
Вот я был в религиозном движении, могу назвать имена людей, которых нам удалось спасти от ареста. Причем не благодаря тому, что мы нанимали юристов, хотя были адвокаты достойные: Борис Золотухин, Софья Калистратова. Мы не могли защитить от судебной системы, но гласность была действенна.
 
Опыт правозащитного движения 60-х, 70-х, 80-х годов говорит о том, что уничтожить его невозможно. Власти по своему скудоумию приписывают ему политические корни и полагают, что обрубив возможности политической деятельности они задушат правозащитное движение. Это - их непонимание сути правозащитного движения. Это - движение нравственное, это движение интеллектуальное, это движение морального характера.
 
Можно сократить число людей, занимающихся правозащитной деятельностью, этого они смогут добиться. Но само движение и качество его ослабить невозможно. Власть проиграет неизбежно.