10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств. О том, что в Архангельской области с этим неблагополучно, вряд ли стоит убеждать читателей, новости о том, как кто-то добровольно ушел из жизни, появляются с незавидной регулярностью. И вот вопрос: стоит ли говорить о данной проблеме? В свое время я служил на должности психолога батальона (был такой эксперимент в войсках, призванный уменьшить неуставщину и самоубийства). Эксперимент обещал хорошие перспективы, но вскоре был прекращен. Предполагаю, что нужные звания (воинские и научные) были получены, и застрельщики эксперимента сказали: все, наигрались и хватит.

Так вот. Был в моем батальоне паренек из многодетной семьи. Поскольку он происходил родом из Архангельской области, как и я, то к нему у меня была, так сажем, земляческая расположенность. Иной раз он мог просто придти попить чаю ко мне в комнату офицерского общежития. И я, в принципе, знал, что парень тихий, ведомый, не лидер - проводил анкетирование, опросы, наблюдение (насколько это возможно было при моей компетенции) и психологический статус каждого  бойца неплохо представлял. И вот мне говорят: он сбежал. И, как водится, завели уголовное дело по самовольному оставлению части. Я тогда написал его родителям, что так и так, вроде ничто не предвещало, парня не травили, конфликтов не было, вы уж посодействуйте поискам, не нужно усугублять...

Нашли его по запаху разложения. Боец пошел в лесок резать прутья на метлы и обнаружил полураспавшееся тело. Я тогда останки складывал в ящик из-под патронов, отвозил в судебно-медицинскую лабораторию. Просил родителей прислать фото, по которым можно было идентифицировать череп. Экспертиза дала почти 100-процентное совпадение.

Так вот, на самоубийство парень решился, после того как попался комбату в дверях солдатской столовой за выносом двух буханок хлеба. Никому ничего не говоря, парень взял полевку (телефонный кабель) и ушел в лес.

В свое время "Правда Севера" очень серьезно ставила вопрос о том, стоит или нет обсуждать проблему самоубийства в обществе. И, со ссылками на авторитетных психологов, ответили: нужно. Не провоцирует разговор о проблеме новых самоубийств.

В "Новой Газете" в свое время стали рекламировать телефон доверия, рассчитанный на подростковую аудиторию. Психологи, дескать, отговаривают детей денно и нощно. Я подумал: как здорово, что эту акцию рекламируют Юрий Шевчук, Чулпан Хаматова и другие известные люди. Но решил позвонить и уточнить, для всей ли страны такой телефон работает? За вечер я позвонил четыре раза с двух телефонных номеров. И ни разу не дозвонился. Для меня это - приговор службе, которая на всю страну себя рекламирует. Рекламный баннер висит на сайте "Новой" до сих пор.

У меня нет рецептов, как снизить уровень самоубийств. Решаются на этот шаг вне зависимости от материального положения. И даже от вероисповедания и личностных ценностей. Жил в Плесецке удивительный человек - Василий Шкуропатский. Одинокий и искренне верующий альтруистичный человек. Когда-то он продал свою квартиру и перебрался в более скромную, чтобы на вырученные деньги издать книгу-фотоальбом, посвященный землякам. "Здравствуй, солнышко Плесецка!" называется. Он помогал детдомовцам. Всегда строил свою жизнь по евангельским принципам. Был трезвенником. На исходе августа Василий добровольно ушел из жизни. Ничто не предвещало, как говорится.

Несколько лет назад всю Россию потрясла новость из провинции в одной из центральных областей: сожгли семью лица духовного звания (конфессию опущу). Всех уже похоронили как мучеников, как через несколько дней были опубликованы шокирующие сведения, установленные в результате следствия. Человек сам порешил всю семью и собаку, поджег дом и застрелился из ружья. Следователи провели экспертизу и выяснили, что гибель домочадцев наступила не от огня или удушья. Вот такое помешательство, которое вылилось в чудовищное злодейство. Не мудрено, что подхватившие тогда эту тему центральные каналы как-то одновременно дружно забыли о ней. Из Интернета новость о расследовании старательно изымалась.

А ведь человек имел веру, большую семью, дом, ровные, пусть и прохладные, отношения с односельчанами. Что не удивительно при его положении, не пил. Односельчане тогда так и говорили: да чтобы мы? Такое? Нееет....

Помогут ли телефоны доверия? Антиалкогольная политика? Поможет ли введение обязательных предметов религиозного значения в школах? Изъятие из Интернета сайтов, пропагандирующих способы ухода из жизни? - Я не знаю. Повторюсь, что у меня нет рецепта, я лично не вижу его. Приглашаю вас в обсуждение темы.