Похоже, муниципальные выборы в отдельных поселениях Сосногорского района состоялись, едва успев начаться. К такому выводу я пришла после того, что случилось в последние дни в Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска, в которой я являюсь членом комиссии с правом решающего голоса от политической партии «Справедливая Россия». А случился дикий беспредел в отношении независимых самовыдвиженцев: уже после сдачи ими в сосногорский избирком подписных листов они были испорчены путем исправления цифр в номерах паспортов избирателей и в номере квартиры. Неизвестная сволочь, имеющая доступ к документам избирательной комиссии, путем дорисовывания крючков и палочек превратила ноли - в девятки, единицы — в четверки и семерки, двойки и тройки - в восьмерки. В результате данные об избирателях перестали быть достоверными, а сами выдвиженцы в связи с нехваткой достоверных подписей вылетели из борьбы за муниципальные мандаты.

          "Отстрелянные" выдвиженцы из Нижнего Одеса, Войвожа и Сосногорска ждали у дверей избиркома (фото Ольги Балашовой)

 

Криминальный трюк с порчей подписных листов в конце прошлой недели первым обнаружил сосногорский самовыдвиженец Деренюк. Вчера в том же смогли убедиться другие самовыдвиженцы - из Войвожа и Нижнего Одеса. Они приехали на заседание Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска, где выносилось решение об отказе в регистрации.

Заседание было бурным. Кроме «недостоверных» подписей, у отдельных выдвиженцев от КПРФ и независимых обнаружились еще несколько оснований для отказов: предоставление документов, подтверждающих сведения в заявлении о согласии баллотироваться, не одновременно с этим заявлением, а несколько позже, а также непредоставление неработающими пенсионерами копий пенсионных удостоверений, подтверждающих род занятий.

Обвинения сыпались с двух сторон. Несостоявшиеся кандидаты-пенсионеры утверждали, что «приносили пенсионные удостоверения, но их не взяли», в ответ им отвечали, что это «ложь и неправда». По поводу несвоевременного предоставления копий различных документов при выдвижении возникла претензия к самой комиссии. Если пакет документов был неполным и человек не выполнил установленные законом условия выдвижения, то почему ему все же выдавали разрешение на открытие избирательного счета банке? Ведь право и обязанность открыть такой счет возникает только при выполнении условий выдвижения. Выходит — комиссия выдавала разрешения открыть счет, заведомо зная, что всем, кто сразу не принес полный пакет документов, в итоге будет отказано в регистрации? Тем не менее, как утверждала часть отказников, их уверяли при приеме документов, что «их можно принести позже».

Член избиркома Евгений Иванов (КПРФ), которого особенно возмутила порча подписных листов, назвал своих коллег в комиссии жуликами. В ответ председатель избиркома Людмила Гаврилова обвинила его в оскорблении. В знак протеста многолетний член избиркома, коммунист Иванов написал заявление о сложении с себя полномочий.

Лично я заслужила обвинения в «некорректном поведении» (одному из членов комиссии, как я поняла, не понравилось, что я давала отвергнутым кандидатам лупу, подходила к ним и показывала, где сделаны исправления в подписных листах).

Предложение Иванова (привлечь к проверке подписных листов правоохранительные органы) и мое (обратиться в те же органы с заявлением о порче избирательных документов) были напрочь отвергнуты другими членами комиссии. Против проголосовали председатель избиркома Людмила Гаврилова, члены комиссии Татьяна Ворона ("Единая Россия"), Максим Уляшов, Валентина Логачева («Правое дело») и Елена Кряжевских. Зам. председателя комиссии, юрист Игорь Петров (ЛДПР) благоразумно воздержался. Тем самым избирком признал: ничего криминального в порче подписных листов нет, с помощью авторучки, лишних палочек и закорючек в подписных листах можно убрать с выборов любого.

Вместо избирательной комиссии в полицию вчера обратились пострадавшие граждане — Николай Сясько, Вадим Ипатов, Наталья Козлова, Ольга Балашова из Нижнего Одеса и Татьяна Ботаева из Войвожа. Они вызвали из полиции опергруппу и написали заявления о порче подписных листов. Видимо, их заявления не последние. Завтра вечером состоится новое заседание избиркома и отказы получит очередная группа выдвиженцев, среди которых, по моим данным, тоже есть «отстрелянные» методом порчи подписных листов.

Смогут ли правоохранители установить, кто и когда испортил подписные листы? Окажутся ли они свободны от давления со стороны? Ведь это «дело политическое, а значит — бесперспективное» (так недавно объяснял мне один из сотрудников в погонах, почему нет уголовных дел о фальсификациях на выборах в нашем районе).

Есть вопросы и к законодателям. Почему закон обязывает комиссию за три дня до регистрации извещать выдвиженцев только о недочетах в предоставленных документах, а о том, что какого-то документа не хватает — не обязывает? Почему даже при неполном пакете документов гражданину выдают разрешение на открытие избирательного счета (и тем самым признают выдвинувшимся), но как только дело доходит до регистрации, даже при условии, что все документы уже давно есть, оказывается, что он не достоин чести продолжать дальнейшую борьбу за мандат, т.к. выдвинулся «с нарушением»?

Почему закон о выборах не защищает подписные листы от порчи? Почему не предусматривает прием подписных листов избиркомом только в опечатанном виде с дальнейшим вскрытием для проверки в присутствии самого выдвиженца, СМИ и т.д.? А самое главное — зачем самовыдвиженцам собирать подписи? Доказать свою популярность? Но ведь те 14-19 подписей, которые приходится собирать желающим поучаствовать в муниципальных выборах в поселениях нашего района - не показатель популярности. Такое число граждан, согласных поставить подпись, найдет любой!

Почему закон и работа комиссий заточены не на то, чтобы помочь кандидатам, а на то, чтобы их отсеять? Отсеивать должны не избиркомы, а избиратели!

Пока же получается наоборот. В Нижнем Одесе результат выборов уже предрешен. В списке оставшихся — исключительно кандидаты от «Единой России» и, кроме того,  в каждом из пяти нижнеодесских многомандатных избирательных округов - по одному самовыдвиженцу-работнику «Трансстройсервиса» (г. Сосногорск). Кто не знает, поясню — "Трансстройсервисом" раньше руководил бывший мэр Сосногорска Игорь Леонов. Уверена, у этих иногородних самовыдвиженцев подписные листы окажутся в полном порядке и с регистрацией никаких проблем не будет. Так что нижнеодесским единороссам можно не напрягаться, благодаря помощи неизвестного мошенника в территориальном избиркоме они автоматически станут депутатами городского поселения «Нижний Одес».

В Войвоже та же история. Там уже предрешен результат выборов главы поселения. В любом случае им станет единоросс, поскольку других реальных кандидатов нет, они "выбиты" еще на стадии выдвижения и регистрации.

Сегодня пострадавшие от коварства избиркома говорят мне: «С наперсточниками в игры не играют. Это бессмысленно. Вы же сами видите, что даже если формальных оснований для отказа нет, они тупо портят подписные листы и крадут у нас право избираться. Надо уходить из официальной политики и действовать другими методами..».

Мда, хорошо, если эти методы будут мирными. А если нет?

 

Кстати, хотела посоветоваться с читателями «7Х7». Надо ли мне следовать примеру члена комиссии от КПРФ Евгения Иванова и выходить из состава избирательной комиссии? И самое главное — что делать избирателям, если воры лишили их выбора?

 

Тамара Макарова.