_ В центре Хельсинки в кафешке сидели две девушки. Одна из них плакала. Негромко, аккуратно подбирая слезы из-под глаз, "кутаясь в зябкое пальтецо". Вторая ее утешала, кивала головой после почти каждой фразы подруги, гладила ее по руке. И много-много раз ее обнимала. 
Финны, как и многие другие европейцы, и уж тем более американцы, не боятся сопереживать. Они очень внимательны к проблемам друзей, в том числе и в тактильном плане. Как важно и приятно, когда в трудную минуту тебя обнимает близкий человек. Причем, не боится сделать это в публичном месте. 

_Помимо ключей от номеров в гостевом домике института Фойё в шведском Кальмаре, нам выдали и ключи от прогулочных велосипедов, которыми можно снять блокировку. Сами велосипеды стоят в отдельном гараже. Ключи от гаража, кстати, тоже выдали. Уже три дня мы каждый вечер отправляемся на прогулку. При этом все ребята очень трепетно относятся к велосипедам и выполняют все правила: соблюдают порядок в гараже, все время блокируют колеса во время стоянки, аккуратно используют инструменты. Мы живем по "шведским правилам" и радуемся идиллии. 
Уверен, что в России замок от гаража мог бы быть сломан через два-три месяца, велосипеды были бы поцарапаны и побиты через месяц, а бардак в гараже появился на третий день. 
Очень важны условия, в которых ты находишься. Если ты видишь, что все люди готовы выполнять простые правила и радоваться мелочам, то ты и сам начинаешь так делать. Но когда такой уверенности нет, то наступает бытовая обреченность, граничащая с пофигизмом - "зачем следить за собой, если после тебя все равно все изгадят". 

_Я только приехал в Москву, и за пять минут пребывания там сразу два человека проявили агрессию. Мужчина задел мою сумку, которую я нес через плечо, и ругнулся. Билетерша в метро недовольно потребовала у меня деньги без сдачи, даже, кажется, прикрикнула.
За пять дней в Швеции я не встретил ни одного неприветливого человека. Более того, из 13 человек в нашей группе это удалось сделать только одной девушке. Надя встретила пышнотелую продавщицу с большими татуировками в ирландском магазине, которая не улыбалась. Но она, скорее всего, всегда такая.
Я заметил за собой, что стал перенимать эмоции и реакции наших шведских тренеров - даже брови поднимаю и эмоционально охаю, как они. 
В России передается ментальная агрессия, в Швеции - ментальная приветливость.

Оригинал.