28 июля 2012 года.

 Утром встаю тяжело. На улице дождь. Жду, пока кончится дождь. Очень хочется в туалет. Дождь перестал. Выхожу. Отвязываю от лодок веревки, развешиваю их внутри навеса, на них вешаю так и не высохшую одежду. Дождь идет, но, в отличие от вчерашнего дня, появился ветер. Ветер может сыграть положительную роль в сушке. Едим вчерашний плов, вернее, ем один я, другие отказваются и пьют только чай с шоколадом. Плов у меня вчера получился интересный, я бросил в рис с тушенкой еще орешков и немного сухофруктов.

 Ждем ухода дождя. Кругом висит белая пелена. За пеленой прячутся леса и горы. Обсуждаю с ребятами возможность остановки сплава и ухода по переправе в Инту. В 13 часов принимаем решение плыть дальше. Собираемся. Вещи так и не просохли. Все упаковываем в мешки, я делаю прокладки для рюкзаков, они теперь не лежат на дне, а висят как бы на носилочках, опираясь на дно. Теперь хоть мокнуть не будут.
 
Отплываем в 14.00 от берега. Нас накрывает новая порция дождя и холодного ветра. Мы идем вперед. Впереди перекаты. Проходим перекат за перекатом. Вода в лодку уже не попадает, перекаты слабые. Идем несколько часов по перекатам и на веслах. Вдруг дождь уходит. Небо синеет. Выглядывает солнце. Ура. Пристаем на обед. Немного сушимся. Остатки плова уходят хорошо.

Только отходим от берега, как опять начинается холодный дождь. Солнце прячется. Настроение падает. Пороги. Плесы. Пороги. Плесы.
 
 
Проплываем место, где на берегу стоят палатки, лежат на берегу катамараны. Течение несет нас тут же мимо пластиковых бутылок, привязанных к чему-то. Явно это сети. Семгу на спиннинг не поймаешь, вот и ловят туристы семгу сетями. Браконьерство.
 
 
Идем дальше. Начинаю немного подмерзать. В 20.00 начинаем выбирать берег для ночлега. Находим остров. Камни. Плохо ставятся палатки. Из-за дождей все деревья сырые. Психую. Сильно начинает болеть голова. Пока колол чурку, найденую на острове, сломал топор. Полное расстройство. Все же ставим палатки, разводим костер, готовлю гречку с тушенкой из цыпленка. Получается вкусно. Я не ем. Прошу прощения у ребят и сразу иду спать. Г. дает мне какие-то таблетки. Я пью их и валюсь в спальник. Последнее, что слышу, как ребята играют в новую игру. Один загадывает знаменитость, а другие отгадывают путем задавания вопросов. Быстро проваливаюсь в сон.


29 июля 2012 года.

  Ночью проснулся и еще раз всыпал в рот лекарство, которое мне дал Г., половина высыпалась в спальник. В лагере тишина. Уснул.

 Встал первым. Все спят. Гречка недоедена. Поел. Болезнь отступила, похоже. Проснулись все остальные в 9.00. Никто не ест. Пьют чай и едят шоколад. Опять идет дождь. Холодно. Висит хмара. Собираемся. Встаем на весло где-то в 11.30.
 
 
Скоро мимо на левом берегу проплывает беседка с надписью "Ветью". Это хороший показатель, значит, идем довольно ходко. Вокруг очень красивые скалы. Красота невообразимая. Грущу, что фотоаппарат во второй день намок и отказывается фотографировать. Съемка на сотовый очень некачественная. Появилось солнце. Стало легче идти. Пороги. Плесы. Пороги. Опять начинается дождь. То дождь, то солнце. Холодно.

 Нас обгоняют две байдарки. Видим на берегу странную конструкцию. Подплываем. Это похоже на походную баню. Из камней сложена баня и из берез сколочен каркас, на который можно натянуть старую советскую палатку без дна. Выходим из лодок. Поднимаемся на берег. Там стоит стол и хорошее место для костра. Разогреваем гречневую кашу с цыпленком. Ребята набирают голубику. Бросаем голубику в чашку, туде же добавляем кедровых орешков и все заливаем сгущенкой. Ложками едим деликатес. Это все в честь дня ВМФ. Ребята поздавляют меня.
 
 
Быстро пролетели 2 часа. Собираемся. Отходим. Опять моросит дождь. Потом дождь уходит и выглядывает солнце. Сзади вдруг появляется горная гряда. Как в фильме "Властелин колец". Гряда освещена солнцем и слегка накрыта облаками. Красота.
 
 
Идем дальше. Через несколько порогов и плесов подходим к скале на правом берегу. Скала огромная и длинная. На скале надпись белой краской "Скала любви". Солнце уходит. Сын жалуется, что замерз. Идем к берегу под скалу. Причаливаем. Ставим палатки. Жжем костер. Облака уходят. Небо становится чистым и голубым. Рыба прыгает от восторга. Ужинаем рисом. Чай. Сухари. Намокший шоколад.
 
 
Ветер стих, но комаров и мошек нет. Они ушли от холода, который все крепче и крепче. Дым от костра уходит вдоль реки. Слышны какие-то звуки, похожи на рев мотора, но где-то далеко. Как мы потом выяснили - это шум проходящих поездов. По нашим соображениям, мы где-то близко от второго кордона Парка "Югыд-Ва".
 
 
Ложимся спать и я понимаю, что замерзаю. Накидываю на спальник свою куртку. Только тогда согреваюсь.

 
 
30 июля 2012 года. 

 Утром по небу опять поползли тучи. Т.е. всю ночь не было ни единого облачка, а утром опять начали набегать тучки, хотя солнце тоже пробивается. Почти никто не завтракает. Обсуждаем холодную ночь. Б. спал на улице между палаткой и костром. Чай, сухари, сгущенка, шоколад. Начинает накрапывать дождь. Собираемся и в 11.50, выходим со стоянки.
 
 
Кордона не видно. Наши надежды, что кордон парка где-то рядом, не оправдались. Выходим на петлю, где река делает оборот на 360 градусов, она как бы огибает скалу. Река быстрая, но не страшная. Камни обходим легко. Пороги. Горы. Плесы.
 
 
Все чаще попадаются острова. Долго приходится определяться, куда идти, в какой рукав, чтобы не напороться на мель. Видим остров, идем вправо. Обходим. Видим табличку. Подплываем. "Каюк-Ныр". Где-то рядом должен быть кордон парка "Югыд-Ва". Проходим по течению в центральный проход. Кордона нигде нет. Видимо, он стоит где-то на берегу, прикрытый от нас островами. Мы его не находим.

Видим небольшой ручей по левому берегу и возле него навес. Подходим. Останавливаемся на обед. Сквозь деревья видна скала. Иду к скале. Поднимаюсь, со скалы открывается вид на пойму реки. От горизонта до горизонта.
 
 
Спускаюсь. Кругом много грибов и голубики. Ребята собирают ягоды. На навесе кто-то написал углем "Сыктывкар". Возле костра много старых банок из-под тушенки. Никто не убирает. Мы едим рис. Открываем тушенку. Чай пьем с голубикой в сгущенке. Через 2 часа собираемся.
 
 
Отходим от берега. Идем. Видим скалы. Где-то в кустах теряется выход какого-то то ли ручья, то ли реки. Сворачиваем в правую протоку. Очень мелко, но все же проходим. Видим на левом берегу резиновую лодку и человека. Рыбачит. После поворота ветер начинает дуть нам в спину. Выглянуло солнце. Тепло. Видим на правом берегу 4 старых советских палатки. Человек идет. Окликаем.
 - А кордон где?
- Вы его проплыли, парк где-то здесь кончается.
- А река Сывью где?
 - Вон там у скалы.
- А до моста далеко?
- Нет, недалеко, 20 км.
 
 
Сплавляемся. Вдруг скала красивая - отколовшаяся от основной. Предложение остановиться. Подходим к скале. Я лезу наверх. Фотографирую. Пасмурно. Спускаюсь. Отходим. Вижу в воде дохлую рыбу. Поднимаю. Это малек семги. На спине видны пятна. От чего он помер, непонятно. Отталкиваемся и уходим вниз.
 
 
Река делает поворот. Меняется ветер. Вернее, он исчезает. Вечереет. Появляется много мошкары. Она мешает грести, лезет в глаза. Еще поворот, на нем огромная желтая скала. За скалой табличка. Подплываем. "Монах". От "Монаха" до железной дороги совсем недалеко. Ищем место для ночлега. Проплываем еще одну скалу. За скалой видим остров. Решаемся опять встать на остров. Подходим. Высаживаемся. Есть старое кострище. Разводим костер. Ставим палатки.
 
 
Готовлю гречневую кашу. Бросаю туда предпоследнюю банку тушенки. Едим, пьем чай. Слышно, как гудит поезд. Стук колес. Где-то рядом железнодорожный мост. Начинается дождь. Разбредаемся по палаткам. Продолжаем играть в "Знаменитости". Я отрубаюсь на Александре Невском.


31 июля 2012 года.

Утром идет дождь. Слышу, как он молотит по палатке. Дождь хороший. В 9 утра выскакиваю из палатки. Грею еду. В 10 выходят ребята. Дождь стихает. Сын встает позже всех. Собираемся, укладываемся основательно, может быть, сегодня подойдем к железной дороге и перепаковывать не будет времени.

 Выясняется, что ночью ребята обнаружили, что, наконец, берет сотовая связь, а именно МТС. Они полночи провели, отписывая всем СМС-ки и даже разглядывали новости в интернете. Б. сообщил, что в Сыктывкаре +26, у нас здесь на Кожиме едва ли +15.

Отплываем где-то в 12.50. Уходят тучи. Печет солнце. Становится жарко. Можно расслабиться за все дни холода и дождя. Проплываем несколько обнаженных берегов. Вдалеке показывается вышка опоры электрической линии. Еще идем. Видна еще одна вышка, она либо телевизионная, либо сотовой связи.

 Река несет нас. Слышны выстрелы охотничьих ружей, рев моторных лодок. Цивилизация близка. Показался мост. Недоплывая до моста, справа видны домики дач. Причаливаем. Я поднимаюсь и иду на дачи в поисках какого-либо средства предвижения. Дачи пустые. Никого. Какая-то собака терзает какое-то животное. Нахожу дачу с открытыми дверями, возле нее два мотоцикла с коляской и с тележкой. Стучу. Выходит пьяненький мужичок. Прошу подбросить. Мужик объясняет, что сильно пьян, а вот его друг хоть и пьян, но подбросить до станции может. До станции Кожим ведет лесная дорога - 4 км, а вот если подняться на полотно железной дороги, то по ней 2 км.

 Идем к его другу. Широкий круглолиций мужчина жмет руку. Он навеселе. Соглашается добросить. Говорю им, что мы сейчас просушимся, соберем лодки и тогда можно нас везти. Ухожу. Собака, оказывается, бегает по дачам и держит в зубах кусок украденного где-то зайца.

 Спускаюсь к ребятам. Вытаскиваем лодки на каменную косу. Сдуваем. Раскладываем вещи для сушки. Звук мотора мотоцикла. Подъезжают мужики, с которыми я договорился о перевозке. Сообщаю им, что мы еще не готовы. Они просят водки. Я отдаю нашу так и не тронутую бутылку из под "фанты", в которой водка. Водка нам не понадобилась. Мужики тут же уезжают и просят, как соберемся, их тут же звать.
 
 
Мы собираем лодки, все пакуем. Весь собранный за время похода мусор я укладываю в пластиковый пакет. Получается 4 рюкзака, две лодки, весла, пакет с недоеденной гречневой кашей и пакет с спасжилетами. Иду звать перевозчиков. Захожу в дом. Они пьют и заедают скумбрией из банки. Обещают подойти быстро.

 Возвращаюсь к ребятам на реку. Ждем. Скоро подъезжает круглолицый мужчина на мотоцикле с коляской и с прицепом. Забрасываем в тележку две лодки и один рюкзак. Сына сажаю в коляску и вручаю ему еще один рюкзак. Мотоцикл глохнет. Водитель ругается, сообщает, что он жутко пьяный. Меняет свечу. Заводит. Трогаемся. Тележка тут же переворачивается.

 Ругаемся. Опять все закидываем. Едем. Дорога плохая. Мотоцикл мотает. Скоро из тележки вываливается вся поклажа и летит прямо в грязь. Я кричу. Водила тормозит и матерится. Я все укладываю и достаю из кармана веревку. Перехватываю всю поклажу. Едем. Горки. Опять тележка валится на бок. Мат. Все собираю. Мотоцикл глохнет. Водила жалуется, что пьян. Меняет свечу. Заводит. Едем дальше. Горки. Мотоцикл мотает. Я огладываюсь. Вещи на месте. Подъезжаем к станции.

 Скидываю вещи. Мужик говорит, что больше никого не повезет. Я говорю ему, что ребатам надо помочь. Идит далеко и тяжело. Мужик уезжает. Жарко. На станции только семья грибников. Они ждут поезда на Инту.
 
Через 2 часа вижу бредущих наших ребят. Они рассказывают, что мотоциклист довез их до середины пути и мотоцикл заглох. Мужик не взял деньги и сказал, что ребята должны сами идти. Они и пошли.

 На станции нет зала ожидания. Спускается вечер. Становится холодно. Мы отходим от станции к болотку и разводим костер возле развалившегося здания какого-то барака. Мы, видимо, не первые. Костер уже кто-то жег. Ходят поезда. Красивый закат. Мы доедаем гречу. Бросам в нее последнюю тушенку. Допиваем чай. Доедаем шоколад.

Возле костра пролетают 7 часов. В час ночи подходит поезд. Стоянка 2 минуты. Запрыгиваем в поезд. Раскладываемся. Укладываю сына. Он тут же засыпает. Мы стоим с Г. и долго разговариваем. Потом идем спать.

1 августа 2012 года.

 Просыпаемся где-то около 9 часов. В 10 идем в кафе. Едим пельмени и солянку. Все лучше походной еды. Обсуждаем поход. Вроде все удалось. Разглядываю свои руки. Они загрубели и опухли. От нас несет костром.

 В 14 часов выходим на станции Микунь, обещанной машины нам не прислали. Вот и надейся на эти частные конторы. Стоит автобус Микунь-Сыктывкар. Мы выясняем количество мест. Нам хватает. Жарко. Загружаемся. Я опять сижу на рюкзаках.
 - От вас пахнет семгой, - замечает пожилая пасажирка.
- Это запах костра - улыбаюсь я.
 
 
Пролог
Часть 1
Часть 2, 3