Случайно или нет судить не берусь, но разъяснение прокуратуры Ухты о собственнике земельного участка под многоквартирным домом (МКД) с придомовой территорией за полтора месяца от даты отправки прокуратурой по почте так и не дошло до автора обращения. После неоднократных напоминаний, в прокуратуре Ухты все же удалось получить копию ответа по существу поставленных вопросов, кстати, адресованных прокурору Республики Коми но переадресованных в Ухту.

               Так вот, если государственный кадастровый учет земельного участка не проведен и нет соответствующего паспорта, то данный земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, не является общей долевой собственностью собственников помещений МКД и собственники не обязаны нести бремя по содержанию придомовой территории.

               Далее, в ответе подписанным заместителем прокурора Ухты Н.Т. Нургазиной, сообщается, что принятие решения по содержанию и уборке придомовой территории, в том числе дворового проезда, является добровольным волеизъявлением собственников помещений МКД.

               Что же кроется за «добровольным волеизъявлением»? А это добровольная оплата работ по содержанию придомовой территории, в том числе асфальтирование муниципального дворового проезда, собственниками МКД после утверждения ими на текущий год размера оплаты на ремонт и содержание общедомового имущества, предложенный Управляющей Компанией (УК) в бюллетенях заочного голосования. Причем предлагается принять сумму оплаты без предоставления собственникам перечня видов и объемов работ до подведения итогов голосования. Увидеть же, за что проголосовали собственники помещений МКД, можно лишь спустя неопределенное после голосования время. И то если появятся настойчивые любознательные собственники жилья. «Добровольное волеизъявление» для всех собственников помещений обеспечивают собственники, владеющие более 50% площадей жилых и нежилых помещений МКД.  

               Кто они? Если анализировать состав собственников дома, в котором проживаю, то 20% обеспечивают собственники помещений первого этажа, квартиры которого переведены из жилого фонда в нежилой, под магазины. В доме они не живут, а дворовым проездом пользуются часто для доставки товара и материалов, для стоянки своих машин в рабочее время. Удобно пользоваться им и помойкой, размещенной в 23 м от подъездов дома. 10 – 15% «добровольного волеизъявления» обеспечивает администрация муниципалитета, владеющая неприватизированным жильем. Возможно около 5 – 10% приходится на граждан с высокими доходами семьи. Для них увеличение размера оплаты на ремонт и содержание общедомового имущества не в тягость, а думать о способах УК «надувать» эти размеры не хочется. Вдруг у думающего всплывет понимание что он «лох».

               Но есть особая категория собственников жилых помещений, обеспечивающая «добровольное волеизъявление» на оплату содержания придомовой территории: это малообеспеченные семьи, в том числе неработающие пенсионеры. Кто-то получает субсидии, кому-то материально помогают дети. Они искренне верят власти и считают прокуратуру защитницей их интересов. Но они не знают, что их откровенно обманывают УК в процедуре заочного голосования. Им никто не объясняет, что их скромные доходы идут на оплату работ, которые должен оплачивать местный бюджет, что часть их денег прокуратура считает добровольным пожертвованием для обеспечения порядка на придомовой территории, что, естественно, обеспечивает благоприятное финансовое положение УК.

               Кстати, должностное лицо УК «Ухтажилфонд» (до мая была МУП, теперь ООО) в частной беседе упомянул, что из 242 обслуживаемых многоквартирных домов, только 10 – 15 имеют кадастровые паспорта на земельные участки МКД. Нетрудно представить размеры пожертвований для УК, часть которых в виде денежных поощрений непременно осядет в личных карманах руководящих и не руководящих работников УК.