На человека, вроде меня, который бывает в Усинске примерно раз в год, этот город производит двоякое впечатление. С одной стороны, это один из самых молодых и перспективных населенных пунктов, «сидящий» на нефти, с большим бюджетом, обильными спонсорами и довольно обеспеченным населением. С другой стороны, при ближайшем рассмотрении, Усинск поражает своей не ухоженностью, невниманием властей к тем деталям, от которых зависит благополучие жителей.

Одно из первых впечатлений – торговля. Такое ощущение, что она застыла где-то на уровне 70-х годов советской эпохи, когда продавцы чувствовали себя хозяевами жизни, а покупателей считали назойливыми мухами, мешающими их важной миссии. Захожу в магазин в центре Усинска, в углу сидят две продавщицы и громко обсуждают личные проблемы. На меня – ноль внимания.

- Девушки, - зову я их. Но они не реагируют. «Девушки» довольно разновозрастные: одной явно меньше двадцати, второй явно к шестидесяти.

- Девушки, - снова обращаюсь я, и снова безрезультатно.

Вдруг у младшей зазвонил телефон, и старшая вынуждена была подойти ко мне:

- Что вам?

- Сигареты.

- Ой, только дайте мелочь, а то у меня сдачи не будет.

Я кое-как наскрёб мелочи и у меня почему-то возник вопрос, как такое может быть? Центр города, суббота, а в магазине нет тридцати рублей, чтобы дать мне сдачи.

В других магазинах ситуация несколько лучше, но и там приходилось долго ждать продавца, чтобы отрезать полбуханки хлеба или просто спросить о том, где лежит тот или иной товар.

В целом ассортимент усинских магазинов гораздо беднее, чем в Сыктывкаре, а цены выше. При том, напомню, что доходы жителей Усинска выше, чем в Сыктывкаре.

Еще одно незабываемое впечатление – усинские улицы. На перекрестках свалены большие, иногда выше человеческого роста, кучи снега, из-за которых совершенно не видно, что происходит за поворотом. То ли там машина, то ли пешеход.

Мои друзья, возившие меня по городу, были деликатны и сокрушенно говорили о том, что улицы убираются неправильно. Зато таксисты были более откровенны – столько сочных выражений в адрес местной власти я давно не слышал.

Несколько лет назад я побывал в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа. Похожие природные условия. практически одинаковое население (42,3 тысячи жителей в Усинске и 43,4 тысячи в Радужном), и тот, и другой живут за счет добычи нефти. Правда, в Усинске ее добывается около 8 миллионов тонн, а в Радужном - 5,5 миллионов. Но Радужный выглядит гораздо лучше: ухоженный, со множеством новых зданий, спортивными и социальными сооружениями, с прекрасными недорогими магазинами и кафе.

Жилые дома, постройки 80-х годов утеплены и обшиты сайдингом. На улицах и во дворах свело. И благодаря этому даже в зимний период город выглядит празднично.

Нельзя сказать, что в Усинске ничего не строят, но те два дома на улице Комсомольской, построенные для переселения из ветхого жилья по федеральной программе, производят убогое впечатление (смотрите фото).

Я заглянул вовнутрь: дешевые обои, которые, как мне показалось, не выпускают с 70-х годов, вдобавок кое-как наклеенные. Внешняя проводка (!!!). Дверные проемы без наличников.

Для кого строится такое жилье? Уважают ли власти тех людей, которым предстоит ли там жить? Эти вопросы, увы, пока не имеют ответа. Кое-что, видимо, может объяснить тот факт, что в компании, которая строит эти дома, работает сын главы усинской администрации Александра Тяна.

А поликлиника, с помпой открытая пару месяцев назад в Усинске? (смотрите фото) Об ее торжественном «запуске» сообщили все республиканские СМИ. И что же?

Когда я был в Усинске несколько дней назад, она еще не работала. Где-то шел ремонт, где-то монтаж проводки…

Рабочие сообщили по секрету, что ближайшие месяцы поликлиника больных не примет. Так стоило ли огород городить и трезвонить об открытии на всю республику?

В чем же все-таки разница между Усинском и Радужным? Мне кажется, что в психологии властей этих городов. Усинск, видимо, воспринимается чиновниками, как место, где можно пожить какое-то время, заработать свои деньги и переехать в теплые края. Поэтому и отношение к его жителям и проблемам – «вахтовое».  Зачем строить на века, если я через пару лет уеду?

В Радужном, да и во всем ХМАО, скорее всего, отношение к этому вопросу другое. Недаром в округе из года в год растет население. И не только за счет приезжих, но и потому, что местные семьи, уверенные в своем будущем не боятся заводить детей.

Жаль, что в Усинске, власти такого отношения к своему городу не проявляют. Хотя, уверен, что многие жители «нефтяной столицы» не воспринимают город, как нечто временное, они готовы жить в нем, растить детей, развивать свой бизнес и благоустраивать город. Только вот, достигнуть взаимопонимания с властями им пока не удается.