5 лауреатов Нобелевской премии мира объявили о начале кампании за освобождение писателя Лю Сяобо (劉曉波), удостоенного этой престижной премии в 2010 году "за длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае". Это единственный случай в наши дни, когда нобелевский лауреат содержится в тюрьме, подчеркивают инициаторы кампании. 

25 декабря 2009 года Лю Сяобо был приговорен к 11-летнему заключению по обвинению в “подстрекательстве к свержению государственной власти”. Так в идеологическом новоязе обозначается его участие в подготовке “Хартии 08” – манифеста демократических реформ в материковом Китае, призывающего отказаться от однопартийного режима. “К сожалению, то, что он осужден на 11 лет, медленно, но верно забывается за пределами Китая”, подчеркивает комитет, требуя его “немедленного и безусловного освобождения”.
 
Подняв после 10 декабря 2010 года “волну устрашения на международном уровне”, Пекин теперь затыкает рот семье Лю Сяобо и его друзьям, отмечает комитет. “Международное сообщество словно забыло, что и через год после церемонии награждения Лю Сяобо остается в тяжелых условиях китайской тюрьмы. Комитет призывает всех приверженцев свободы мысли и мнений поддержать усилия по его освобождению”, говорится в заявлении от 8 декабря.
 
Учредителями международного комитета в поддержку Лю Сяобо стали борец против апартеида южноафриканский архиепископ Десмонд Туту, экс-президент Чехии Вацлав Гавел, и еще 24 человека из числа правозащитников и лауреатов Нобелевской премии мира. Среди них юрист из Ирана Ширин Эбади, лидер кампании за ликвидацию противопехотных мин Джоди Уильямс, активистки мирного урегулирования кровавого конфликта в Северной Ирландии Мейрид Магуайр и Бетти Уильямс, а также интеллектуалы, художники, синологи, представители организации "Репортеры без границ" и другие правозащитники.
 
Китай обязан освободить лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо и других лиц, лишенных свободы за несогласие, заявила 9 декабря, в годовщину вручения ему премии in absentia, влиятельная правозащитная организация Amnesty International. Его жена Лю Ся, художник и поэт, содержится в принудительной изоляции дома в Пекине с октября 2010 года. Ей отключили все средства связи, в том числе телефон и интернет. Лю Ся в последний раз дала о себе знать в феврале 2011 года, когда ей удалось ненадолго связаться с друзьями. В марте 2011 года власти материкового Китая сообщили рабочей группе ООН по произвольным задержаниям, что против нее не применялось “никаких законных мер принуждения”. По неофициальным данным, с января ей дали только два свидания с мужем.
 
За прошедший год получили длительные сроки тюремного заключения другие критики правительства, в частности, ветеран демократического движения Лю Сяньбинь. В марте его приговорили к 10 годам лишения свободы за деятельность в поддержку демократии, деятельности авторов петиции 'Хартия 08' и публикации о политической реформе. Это его третий тюремный срок.Судьба Лю Сяобо и Лю Сяньбиня - показатель того, что китайские власти стали ещё активнее подавлять инакомыслие любыми возможными способами”, говорит Кэтрин Бейбер, заместитель директора программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону. “Милиция и силовые структуры, которые становятся всe более могущественными, безнаказанно удерживают людей без надзора со стороны закона, нередко подвергая их пыткам и жестокому обращению”, - добавляет она.
 
“Органы государственной власти проявляют признаки растущего беспокойства и неуверенности в связи с приближающимися важными переменами в руководстве страны, и отдельные лица рискуют попасть под обвинение в ‘подстрекательстве к свержению государственной власти’ лишь за то, что выступают в поддержку демократии или призывают соблюдать права человека”, - отмечает Кэтрин Бейбер. “Граждане Китая живут в смирительной рубашке - по вине властей оказываются в тюрьме или 'насильственно исчезают ' люди, выступающие в поддержку политической реформы, демократии и прав человека, критикуют коррумпированных чиновников или исповедуют  ' неправильную ' религию, - констатирует она.
 
Власти материкового Китая отреагировали на присуждение Лю Сяобо Нобелевской премии мира и распространившиеся в феврале призывы к 'жасминовым' собраниям кампанией расправ, сделавшей 2011 год “одним из наихудших в отношении прав человека и правозащитников”, отмечает базирующаяся в Гонконге организация China Human Rights Defenders.
 
Другая правозащитная организация Human Rights Watch призвала правительства западных стран добиться конкретного прогресса в таких широко известных делах, как заключение Лю Сяобо и содержание в условиях incommunicado его супруги Лю Ся, обозначив это как “реальный рубеж во взаимодействии с Китаем”. “Когда правительства и прибывающие с визитами лидеры оказываются не в состоянии публично указать чиновникам материкового Китая на не имеющее никакого оправдания обращение с правозащитниками, это позволяет Пекину прийти к выводу, что за подобные нарушения расплачиваться не придется”, - подчеркивает директор Human Rights Watch Софи Ричардсон.
 
Конгрессионально-исполнительная комиссия США по Китаю провела 6 декабря заседание по случаю годовщины вручения Лю Сяобо Нобелевской премии мира, на котором выступили профессор Принстонского университета Перри Линк, основатель правозащитной ChinaAid Association Боб Фу, независимый исследователь и гражданская активистка Ли Сяожун. “Общеизвестно, что Китай оказывает антидемократическое влияние на мировую политику, - отметил на слушаниях президент фонда National Endowment for Democracy Карл Гершман. – Как сказал Лю Сяобо, Китай служит ‘аппаратом для переливания крови’ для мелких диктатур в Северной Корее, Кубе и прочих странах. Помимо предоставления экономической и политической поддержки подобным режимам, Пекин осуществляет двусторонний обмен тактическими методами с автократами вроде Лукашенко в Беларуси, Мугабе в Зимбабве и Чавесом в Венесуэле, а также обеспечивает многостороннее сотрудничество с Россией и центральноазиатскими странами через Шанхайскую организацию сотрудничества”.
 
Пекин в очередной раз продемонстрировал, что в недрах однопартийного режима идеологические обвинения считаются не требующими дополнительных разъяснений. 9 декабря официальный представитель министерства иностранных дел в Пекине Хун Лэй заявил в ответ на призывы международного сообщества освободить Лю Сяобо, что он “нарушил китайское законодательство и должен нести наказание в соответствии с законом”.
 
Москва, как за последние годы стало уже привычным в отношениях с однопартийным режимом в Пекине, хранит молчание по поводу заключения лауреата Нобелевской премии мира 2010 года. Хотя в российской прессе достаточно много говорилось о том, что 11-летнее заключение Лю Сяобо является результатом судебного процесса, носившего политический характер, никаких заявлений на официальном уровне пока не было.

 Лю Сяобо