К 11 годам лишения свободы приговорен в Аба-Тибетско-Цянском округе провинции Сычуань 46-летний монах монастыря Кирти Лобсанг Цунду (Lobsang Tsundue), пытавшийся спасти от избиения представителями власти своего ученика и племянника, который совершил самосожжение в знак протеста против политики Пекина.

По сообщению английской службы Синьхуа, суд уезда Маэркан признал Дронгдру (так его имя дается в тексте) виновным в “преднамеренном убийстве”, так как он “скрывал пострадавшего монаха и препятствовал оказанию срочной помощи” в течение 11 часов. Пхунцог (Phuntsog) утром следующего дня скончался в местной больнице. Дрондру “признал себя виновным в убийстве и выразил сожаление”, заявив, что не будет обжаловать приговор, на оглашении которого присутствовали около ста человек, в том числе “живые будды”, продолжает Синьхуа.   

Как утверждают очевидцы, оказавшиеся на месте самосожжения, произошедшего 16 марта в Нгаба, Лобсанг Цунду предпринял попытку спасти своего племянника от дальнейшего избиения. Потушив пламя, служащие китайских органов безопасности начали наносить побои по обгоревшему телу. Местгые тибетцы уверены, что смерть Пхунцога наступила в результате этого избиения.

Тибетский центр прав человека и демократии в своем заявлении от 29 августа охарактеризовал “подобные фальшивые обвинения и подозрения в убийстве как несправедливые”. 

Лобсанг Цунду сначала был задержан 20 марта, но после пятидневного пребывания под стражей выпущен на свободу. 12 апреля его снова задержали и о его местонахождении не было информации вплоть до скоропалительного процесса 29 августа. 

Как напоминает Синьхуа, 30 августа перед судом в связи с этим же случаем самосожжения должны предстать еще два монаха – Церинг Тензин и Тенчум. Местная прокуратура обвиняет их в “планировании, подстрекательстве и оказании поддержки” акту самосожжения.

Международные агентства подчеркивают, что ситуация вокруг монастыря Кирти по-прежнему покрыта мраком, так как в этот район не допускаются журналисты. В июне власти материкового Китая ответили отказом на требования со стороны правозащитной комиссии ООН предоставить информацию о судьбе 300 с лишним монахов, которые в апреле были вывезены солдатами в неизвестное место. Министерство иностранных дел в Пекине ограничилось заявлением, что монахи проходят курс “правового воспитания”, подразумевающий многочасовую зубрежку идеологических постановлений в сфере религии.