В заключение курса специальной педагогики посетили Центр временного содержания малолетних правонарушителей МВД РК(ЦВСМП).

 Бетонные стены с колючей проволокой, железная дверь с устройством домофонного типа. Открыл нам человек в форме, всех пересчитал, занёс число в ведомость.

На ухоженной территории пара скамеек, клумбы, на задней стороне спортивная площадка, немного напоминающая внешне тюремные площадки из американских фильмов – клетка с высокими решётчатыми ограждениями.

Входим в здание. Нас встречает плакат «Доброта спасёт мир!». Снова появляется тот человек в форме и сообщает, что без сопровождения у них тут не ходят. Он проводит нас на второй этаж к кабинету психолога, одного из главных и основных работников ЦВСМП. Это женщина 36 лет, приятной внешности, в штатском – форму я заметил на спинке её рабочего кресла. Мария Васильевна рапортует нам, что их заведение занимается деятельностью согласно «Федеральному закону об основах систем профилактики безнадзорных правонарушений со стороны несовершеннолетних». Попавшие к ним дети находятся здесь максимум до 30 дней, 24 часа под наблюдением полиции. В ЦВСМП строгий режим дня и отношений. Здесь нет слова «хочу», только «надо» и «будешь исполнять». Главная цель – показать, дать понять и почувствовать детям, что такое лишение свободы. Это не орган исполнения наказаний, а профилактики возможных будущих преступлений.

Попадают сюда лица возрастом до 16 лет, свершившие :

- кражи,

- грабёж, разбой,

- убийство,

- деяние, повлекшее смерть по неосторожности,

- изнасилование,

- развратные действия сексуального характера,

- нанесение побоев,

- угон автотранспорта,

- истязания, угрозы убийством,

- административные правонарушения и др.

Как видно, дети часто совершают и такие «взрослые» преступления. Как мальчики, так и девочки(или, если хотите - парни и девушки,- лично у меня не получается малолеток так назвать). А драки девочек отличаются особой жестокостью, потому что мальчик, как правило, разобьёт нос сопернику, и на этом бой заканчивается. А девочки же, в силу своей неудержимой эмоциональности, бьются и бьются – добивают ногами, выдёргивают волосы, рвут одежду, могут даже помочиться на лежащего поверженного врага.

На данный момент в ЦВСМП 12 детей, среди них 2 представительницы слабого(?) пола. Профилактическая и воспитательная работа с ними заключается в проведении групповых и индивидуальных бесед, тренингов, бесед с родителями. Также здесь проходят учебные занятия, соответствующие школьной программе. По выходу ребёнка из ЦВСМП составляется характеристика в специальные органы(опеки и т.п.). Если лицо попадает сюда уже несколько раз, то его, как особо неисправимого, могут отправить в специальное учебное заведение закрытого типа на срок от 1 до 4 лет, где, кроме занятий по школьной программе, есть возможность ежегодно обучаться какой-либо профессии из разряда парикмахера, водителя, повара и т.п.

Для выстраивания продуктивных отношений с малолетними преступниками важно знать, что они не нуждаются в чьём-то сочувствии, их принцип : «Жалеть меня не надо – дай лучше денег». Эти дети тонко чувствуют людей, к ним нельзя проявлять слабость, вежливость – бесполезно и провоцирует грубость и отторжение. Только жёсткие решения, не терпящие неповиновения. Например, был случай, когда один мальчик разговаривал сплошным матом. Ему поставили условие – за каждый мат учишь четверостишие из «Песни о вещем Олеге». Неуёмный бедолага в итоге вынужден был выучить всё произведение целиком, в качестве наказания. Как стало известно спустя время после его выхода из ЦВСМП, он в школе получил «5» в четверти по литературе за то, что учительница решила взять его на «слабо» при всём классе и предложила выучить и рассказать именно это самое произведение в обмен на отличную четвертную оценку. Можно представить, какой она испытала шок, когда ученик в тот же момент ей без запинок протораторил все строчки «Песни».

Бытует мнение, что преступниками становятся дети из неблагополучных семей. Это не так – у многих правонарушителей вполне обеспеченные родители, даже богатые : когда-то в ЦВСМП попал мальчик из семьи предпринимателей, ему всегда давали деньги на любые развлечения и прихоти. Стоимость его личного сотового телефона свыше 20 тыс.руб. Но он совершил кражу мобильника не дороже 2 тыс.руб. Почему? Объяснил это тем, что ему не к чему стремиться,у него всё есть, родители всё дают, а человеческого внимания ему от них не хватает, вот и решил привлечь таким образом. Когда он находился среди других правонарушителей, был момент, когда его пытались давить дети, которым приходилось ночевать на улице, голодать сутками, содержать свои вечно пьяных родителей – ему на всё это пеняли в ответ на его «мне не к чему стремиться, у меня всё есть».

Некоторые дети перед судебным решением определения лица в ЦВСМП успевают посидеть в СИЗО в подмётках у взрослого криминального контингента. После чего строят здесь из себя авторитетов – «фильдепёрствуют», такой термин назвала нам Мария Васильевна. Сейчас рассматривается проект закона, который исключит такие негативные контакты во время пребывания малолетних в СИЗО.

Кроме вины родителей в воспитании таких склонных к преступлениям детей существует и большая вина школы – сокрытие некоторых детских правонарушений, списывание их на обычные «шалости», боязнь развития конфликтов с богатыми или занимающими высокий пост родителями, попытка избежать взысканий и наказаний со стороны Минобраз  и подобных ведомств. Зачастую школа наоборот раздувает скандал из-за мелкого происшествия, к примеру, когда несколько лет назад один весёлый мальчик набрал воды в презерватив и бегал по школе с целью забрызгать девочек. Криминал?

Сделаю небольшой анонс моего следующего поста – в нём будут представлены две личные истории детей из этого ЦВСМП. Ждите ;)

http://pasha-delf.livejournal.com/13284.html