Я всё ленился и ленился, но наконец решил-таки высказаться по теме, которая волнует, конечно, по нынешним временам ничтожное число населения, но поскольку нижний порог явки на выборах отменён, то даже ничтожное число что-то может сделать.

Итак: что делать на предстоящих выборах? Я говорю в данном случае о выборах в Государственный Совет Республики Коми по партийным спискам.

Очень хорошо понимаю тех, кто мучительно раздумывает над этим вопросом. Я тоже раздумываю. И стараюсь, как совершенно справедливо призывал к этому друг Жени Лукашина Миша (Г.Бурков), рассуждать логически.

Для начала разделим свои чувства на две фундаментальные платформы. Платформа № 1. Я не верю, что подсчёт голосов на моём участке и в моём округе будет чистым. Мой бюллетень, даже если я проголосую не за «Единую Россию» или испорчу его, всё равно изменят так, что получится моё якобы голосование за ЕР. Ну и совсем уже экзотический вариант: как только «наверх» поступит информация, что на моём участке итоги голосования «неправильные», помещение участковой избирательной комиссии будет оцеплено спецназом, и «оттуда» на участок привезут «правильно» заполненные бюллетени.

Действия: естественно, забить на эту комедию и не ходить ни на какие выборы.

Платформа № 2. Я отлично сознаю: условия выборов сейчас таковы, что очень большое количество людей могут проголосовать за «Единую Россию», будучи пассивны и подвержены массированной пропагандистской обработке, с применением самых передовых политических технологий, а также различным видам подкупа, шантажа и административного ресурса. Я понимаю, что могут найтись и бессовестные избиркомы, которые могут заняться вбросом бюллетеней в пользу ЕР. Тем не менее, я верю, что бессовестных избиркомов меньшинство, а если даже и не меньшинство, то, по крайней мере, они не пойдут на действия, описанные в платформе № 1.

Таким образом, это вопрос веры. По ней и будет вам, а действия, в случае, если вы стоите на платформе № 2, уже могут серьёзно варьироваться.

Рассмотрим их.

Действия тоже разобьём на два базовых, которые зиждятся, между прочим, тоже на вере.

Базовое действие № 1. Я не верю в искренность, порядочность и эффективность работы ни одной партии. ОК. Значит, я выбираю графу «против всех», которая отсутствует. Графа отсутствует, а воля присутствует, и из этой воли следуют уже три варианта дальнейших шагов.

Вариант № 1, самый жёсткий. Я подаю в избирком официальное заявление с требованием исключить меня из списков избирателей (призыв Эдуарда Лимонова). Этот вариант сродни платформе № 1, но различие всё-таки есть: в этом случае вы совершаете публичный гражданский акт, добровольно отказываясь от положенных вам избирательных прав. Вы становитесь чем-то вроде прибалтийского негражданина. Это ровным счётом никак не влияет на результаты выборов по вашему участку, но резкое одномоментное снижение числа избирателей на нём можно будет объяснить либо внезапной смертельной эпидемией, либо массовым следованием призыву Лимонова. Во всяком случае, это будет одновременно актом «неучастия в комедии» и проявления гражданской позиции.

Вариант № 2. Вы приходите на участок, честно регистрируетесь, получаете бюллетень – и, не заходя в кабину для голосования, уносите бюллетень с собой (на выходе, как известно, обещают ещё и лотерейным календариком одарить). Теперь после голосования из урн будет извлечено меньше бюллетеней, чем было выдано. Не Бог весть что – но во всяком случае пространство для манипуляций с не выданными бюллетенями сужается.

Вариант № 3. В кабине для голосования вы портите бюллетень. Конечно, не разрывая его на кусочки, а просто поставив, например, две галочки в двух квадратиках, а для верности – во всех. Теоретически можно и оставить квадратики пустыми (из этого тоже не будет понятна ваша воля) – но, сами понимаете, вы оставляете лазейку для соблазна поставить галочку за вас.

Избирательная комиссия всякого уровня обязана зафиксировать разницу между выданными и вынутыми бюллетенями и число бюллетеней, признанных недействительными. Если раньше на эти показатели смотрели сквозь пальцы, то сейчас они выдвигаются в разряд важнейших.

Теперь базовое действие № 2. Я, конечно, со скепсисом отношусь ко всем предложенным мне на этих выборах партиям – но ввиду отсутствия графы «против всех» должен выбрать которую-нибудь из них в качестве этой самой графы.

Как вы понимаете, это действие влечёт за собой гораздо больше размышлений и анализа. Как идей, символизируемых партиями, так и людей, воплощающих свои партии. Прежде чем мы пойдём по порядку, должен коснуться важной, на мой взгляд, темы олицетворения «верхнего уровня» и «нижнего уровня». Я выражаюсь, конечно, коряво, и опытные политологи могут посмеяться надо мной. Верхний уровень для меня – это, условно говоря, национальный и исторический уровень. Нижний – это лица, вносимые непосредственно в бюллетень (тройки, двойки, однёрки). Мы видим, что уровни могут легко пересекаться и подменять один другого.

Итак: 1. «Справедливая Россия». Если очень внимательно проанализировать медиа-пространство республики, то легко увидеть, что именно СР сейчас является главным объектом информационной атаки, которая формально идёт, к слову, отнюдь не со стороны «Единой России», а со стороны КПРФ в лице депутата Госдумы А.Андреева, «Патриотов России», чья выборная кампания состоит исключительно из войны с СР, и наконец самих эсеров, историю о чём вроде как все знают.

Сомнения здесь вызывает как раз верхний уровень олицетворения. Сергей Миронов, безусловно, опытный политик, но все видят, как он предельно осторожен по отношению к В.Путину, а сама партия создавалась по прямому благословению администрации президента. Другое дело, что, сами того не прогнозируя, эсеры стали хорошим магнитом для левых, но не коммунистов, патриотов, но не жириновцев, демократов – но не новодворцев, наконец – просто для некоторых отставных чиновников. Последнее обстоятельство – проблема нижнего уровня олицетворения: фигуры Веры Скоробогатовой, а в прошлую кампанию – Сергея Катунина, выглядели слишком неоднозначно в глазах избирателей именно из-за чиновничьих страниц их биографии.

2. КПРФ. Самый популярный заменитель протестного голосования. Избирателя легко понять: КПРФ действительно – вторая по численности и, самое главное, действительно более-менее идейная партия, критикующая вроде бы наиболее смело нынешнюю власть (из системных, конечно, партий). Но лично у меня рука не повернётся поставить галочку в квадратике тех, кто до сих пор чтит Ленина и Сталина – а именно эти фигуры для меня являются верхним уровнем олицетворения КПРФ.

А на нижнем мы видим весьма хитрую комбинацию: кандидат, которого партия действительно желает провести в Госсовет (В.Шулепов) утоплен между двумя депутатами Госдумы – упоминавшимся выше Андреевым и Николаем Сапожниковым. Характерно, что Андреев – человек совершенно новой генерации коммунистов, успевший параллельно попресс-секретарить и у Геннадия Зюганова, и у генерального директора ЗАО «Коми Алюминий» Владимира Кремера. Ещё штрих: Андреев негласный покровитель клона газеты «Красное знамя» - «Красного знамени Севера». Кем и для чего создан клон, известно.

3. ЛДПР. Верхний уровень олицетворения (фактически сосредоточенный в одном лице) занял все три места в бюллетене. Нижний уровень – М.Брагин и А.Бушуева – стыдливо размазаны по окружным партспискам. Это, собственно, кризис идентичности нижнего уровня, оценка собственных имиджевых возможностей, накопленных за четыре года.

Сейчас, в отсутствие в бюллетенях «Яблока» и «Правого дела», ЛДПР всячески пыжится называть себя единственной право-либеральной партией. Но имидж В.Жириновского напрочь сбивает это надувание щёк, а часть публики, помимо прочего, до сих пор под впечатлением от поступка СПСовцев Брагина и Бушуевой четырёхлетней и Ларисы Ивановой – четырёхмесячной давности.

4. «Патриоты России». Без комментариев.

Итак, резюмируем. У нас есть пять вариантов действий:

1.     Не идти на выборы. Результат – совершенно отрицательный: ваш бюллетень попадает под прямую угрозу фальсификации.

2.     Исключить себя из списка избирателей. Теоретически лишний бюллетень подлежит уничтожению. Теоретически…

3.     Забрать бюллетень с собой. Определяющий показатель – разница между числом выданных и числом вынутых бюллетеней. На итоги голосования не влияет.

4.     Опустить в урну предварительно испорченный бюллетень. Показатель – число недействительных бюллетеней. На итоги голосования тоже не влияет.

5.     Проголосовать за любую из партий, кроме «Единой России». Результат - у «Единой России» будет меньше мандатов. От этого, разумеется, зарплата на следующий день не прибавится, но чувство, что не всё коту масленица, может появиться. А появление такого чувства сродни первой проталине.

И в итоге – моё персональное заключение: я выбираю 5-й вариант действий и, с большими оговорками и самовозражениями, буду голосовать за «Справедливую Россию».