Получил традиционный ежедневный пресс-релиз администрации Усинска. Открыл: Усинск готовится к визиту епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима (в миру - Павла Волочкова). Ну, готовится и готовится: владыка, как известно, любит поездить по епархии, а стремление пообщаться с паствой на местах нельзя не приветствовать. Но что-то царапнуло глаз. Всматриваюсь: однако! - визит-то назван... Апостольским. Да-да, именно так — с заглавной буквы.

На момент написания этого текста в администрации Усинска не смогли сказать, кто именно назвал так поездку — принимающая или отправляющая сторона. В административном секретариате Московской патриархии подтвердили право правящего архиерея называть своё путешествие куда-либо «апостольским визитом», так что, собственно, формальная сторона вопроса как бы отпала сама собой.

Формальная-то отпала, но тем интереснее стало узнать содержание визита вл.Питирима в Усинск. Смотрим. Разумеется, сначала Божественная литургия в честь праздника Сретения. Посещение детского дома. Дома престарелых. Концерт православного искусства «Сретенские встречи». Молебен с акафистом. Освящение престола в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Коррекционная и обычная средняя школы. Пресс-конференция для «ученических СМИ». Сестринское отделение райбольницы.

Добротная поездка с ярко выраженным социальным характером. Вполне характерная для руководителя епархии. Но где здесь, прошу прощения за буквализм, апостольство — то есть посланничество (άπόστολος)? Где здесь апостольство в содержательном смысле — то есть горячая проповедь на стогнах града? Где здесь апостольство в историческом смысле — то есть проповедь Слова и Света Божия среди язычников? Или, не смею и думать, преосвященный владыка считает именно Усинск погружённым в такую тьму языческую, что всякий визит туда архипастыря невозможно назвать просто «архипастырским», а непременно «апостольским»? Даже вот — Апостольским.

С моей стороны это, может, и носило бы характер мелких придирок, если бы не одно обстоятельство. Мне стало интересно: хорошо, а при существующем разрешении на такое называние как на самом деле именуют свои поездки церковные иерархи? Я начал листать официальный сайт Московской патриархии.

Как назло, с начала года Патриарх Кирилл застрял в Москве, никуда не выезжая. Главным путешественником вместо него явился, что естественно, его преемник — председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Иларион. До сих пор длится его крупномасштабный (прямо скажем, не сравнить с усинским вл.Питирима) визит в США. Но он не то что «апостольским», но даже «архипастырским» почему-то не называется. Просто - «сегодня в рамках своей поездки в США митрополит Иларион принял участие в службе по случаю...» и т.д.

Наносились в эти дни и визиты предстоятелей поместных церквей в Москву — митрополита Американской Православной церкви Ионы и архиепископа одной из старейших церквей на Земле, Кипрской, Хризостома. Уж с последнего-то места какому и быть визиту, как не апостольскому? Но нет - «начался визит Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома...», и всё.

Я устал листать, плюнул и поступил как самый примитивный сёрфер: набрал в Google «апостольский визит». И о чудо! - мне вывалился целый сонм ссылок... о поездках Папы Римского. «Ну вот, теперь мне всё ясно», - подумал я, не ожидая даже насколько.

Я ещё более внимательно вгляделся в ссылки. Стоп! Помимо Папы, есть всего одна ссылка на «апостольский визит» кого-то из православных... да-да... нет, не может быть!.. батюшки!.. я не верю собственным глазам!.. «11 февраля 2010 года. В первых числах февраля епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим с апостольским визитом посетил УСИНСК». Дежавю, которое, стало быть, повторяется каждый год?

В общем, можете считать меня взбесившимся борзописцем, которого на ровном месте обуяла страсть укусить епископа Сыктывкарского и Воркутинского за невиннейший эпитет. Мне почему-то такой эпитет вовсе не кажется невинным. Убеждён, что вряд ли бы он показался таковым и великому тёзке нашего владыки. Ибо Павел говорил прямо: «Яко да не похвалится всяка плоть пред Богом» (1-е Кор., 1, 29) и «Аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам... аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас» (1-е Кор., 2, 1, 3).

Оригинальный пост - http://komikz.ru/news/columnists/?id=1948