Много вопросов возникло в последнее время. Вернее, они существовали, но были не заметны. Однажды провод оголился… 
В последнее время вся Россия обсуждает национальный вопрос. У многих оскомину набили приезжие с юга. Особенно обострены межэтнические конфликты в Москве. Все друг увидели как «задымилась» Манежка и, спохватившись, стали искать корень зла. Ну и далее ответ прозвучал конкретно. Виноваты, оказались радикалы и межэтнические группировки. 
Мне кажется, вопрос глубже. Вопрос в «воспитании подрастающего поколения». Школа советская делала нас интернационалистами. На день Конституции СССР мой класс представлял Армянскую ССР .Мы учили армянские слова песни «Мой Арарат». Получалось плохо, но пели, как умели. В соседнем классе все девочки бегали в разноцветных ленточках-украинки. В нашем классе учились: Налимов, Дробот, Мамедов, цыган Васька Пузо и многие другие. Все девочки тайно вздыхали по Игорьку Лимбергу-немцу. Валюк Ракитин был «хипак». Только потом мне классная Людмила Ивановна сказала, что он «Валюк», потому что это уменьшительно ласкательное на коми: «Валюша», т.е он был коми. Цыпа, русский, обожал Высоцкого и школу часто пропускал. Вечерами мы сидели с ним в беседке и слушали Владимира Семеновича. Никто ни разу не бил никого по национальному признаку. Света Тарасова вышла замуж за болгарина и уехала в Болгарию. Я вышла замуж за этнического украинца, который, лучше чем украинский, знает коми язык. Все разъехались по Советскому Союзу. 
Недавно кто-то из родителей сюда написал, как отчеканил:- Ваше дело учительское довести проблему до нас, родителей. Занимайтесь только результативностью процесса образования и все!.Я думаю, это наша общая ошибка и ее надо устранить. Не надо сеять искусственный и лживый «ура-патриотизм» - «Россия для русских». Не надо допускать нашим популярным политикам высказывания типа: «Армян должен жить в Армении». Более того, все эти сокращения коряво травмируют национальное достоинство человека. Особенно горько слышать от коми школьника, такому же коми: «ты что, нерусский?».Семья неотъемлема в таком процессе воспитания. 
Мой сынишка собирался в армию как - то с особым рвением. Спрашиваю, многие боятся, а ты? 
-Поеду в Чечню. Буду их бить. А почему? Ну,…черные же! 
Я в ответ: А ты тетю Зину (Зулпу) она ведь чеченка - тоже будешь бить? 
- Нет, она же моя вторая мама! 
- А у нее сын в Чечне, так ты едешь его бить? 
-Ну, нет, мам! Я ж своих не бью! 
-Но он же сделал обрезание и принял ислам? 
-Да не буду я никого убивать, мам! Это я просто так сморозил… 
Я не унимаюсь: 
- А если тебя возьмут в плен и тетя Зулпа увидит твои красные щечки, как ты думаешь, она тебя посмеет опять поцеловать в твои яблочки? 
Сын тихо ответил: 
-Мам, я что зверь? Я Родину иду защищать. Я не буду убивать! 
Воспитание и в школе и в семье должно заканчиваться словами подростка, юноши: «- Я не буду убивать, потому что мы живем в одной стране. Мы братья!» Пора подвергнуть анализу всю систему воспитания в нашей школе постсоветского пространства и уделить этому пристальное внимание . Хватит отдавать наших детей в руки доморощенных националистов. Следует создать программу воспитания под примерным названием: «Россия - наш общий дом».