Г.М. Мойсеенко

канд. филос. наук,

доц. каф. философии КГПИ

Путевые мысли

К нам приехали гости издалека,

радости и счастью нет конца…

Конфуций

 

Нас много и у нас конкуренция…

Китайский турист

 

Предпочитаю ругать свою Родину,

предпочитаю клеймить ее,

только бы ей не лгать.

П. Чаадаев

Часть 1. За уроками.

Падение «железного занавеса» и появление возможности массовых выездов за рубеж в турпоездки, на отдых, в гости, на работу, ПМЖ принесло и продолжает приносить последствия, возможно, не столь заметные и резкие, но для индивидуального сознания не менее значимые и масштабные, чем крушение коммунизма, соцлагеря и распад СССР… Люди получают реальную возможность сравнивать лично – и это убедительнее и влиятельнее любых лекций, статей, монографий, кинофильмов, телепрограмм, – при условии, конечно, что люди сохраняют способность непредвзято вглядываться, вслушиваться, уважая не только себя и сохраняя способность учиться и действовать в соответствии с полученными уроками…

Как же мы любили и продолжаем любить на всех уровнях сами себя хвалить, – да какие мы добрые и щедрые, да как мы любим всех и друг друга… А для большей убедительности и «чужих» побуждаем говорить о нас только все хорошее, – правда, чаще всего нашими же словами да за наши же денежки (как когда-то нанимали профессиональных плакальщиц на похоронах или умеющих профессионально кричать «Браво!» на спектаклях, распространять необходимые заказчику слухи)…

147

Урок 1-й, турецкий. В прошлом году на отдыхе в Анталии (Турция) мне повезло, а в чем именно, понял не сразу. При первом же посещении столовой оказался за одним столом с соотечественницами-учительницами, которые были рады, что встретили коллегу из России, который ведет себя «не как все наши»… Как они потом признались, желание общаться с соотечественниками у них давно пропало… Скоро и у меня пропало желание оказываться за одним столом или где-то рядом с группой «наших»… Какие же многие, ну, очень многие (!),из нас злые, скандальные, кичливые! Если вы слышите где-то шум, громкие разговоры, ругань, то, даже если вы не можете расслышать на каком языке там кричат, ругаются, можете быть уверенными – это практически всегда «наши». Гости из России любят громко разговаривать, ругаться между собой, с уборщицами, официантами, поварами, дежурными по reception,да с кем угодно, кто попадется «под руку», а высокомерное, агрессивно ругачее настроение у многих из наших соотечественников всегда наготове, с ним они приехали и расставаться не желают даже во время отпуска, наоборот… Таким не нравится буквально все, и, в первую очередь, сами турки, а заодно и все остальные «не наши»… Впрочем, и своих, особенно похожих на них, также не жалуют!..

«Занятые» и долго при этом пустующие столы в столовой, «занятые» с утра и пустующие до вечера лежаки на пляже или у бассейнов, белоснежные гостиничные полотенца на песке в качестве подстилок и т.п., – это стиль поведения практически только наших соотечественников, значительно опережающих своих «соперников» из Германии, Франции, Италии, а по накалу отрицательных эмоций, настроения, раздражения, националистической спеси «нашим» нет равных…

Трудно сказать, какой процент отпускников из России таким «отрицательным энергорастратным» способом «отдыхают». Возможно, их не так уж много. Но они создают такой «имидж» всем своим согражданам, что иногда стыдно признаваться, что вы из России…

Самое печальное, что у нас в стране с некоторых пор вновь возрождаются, активизируются и все более успешно эксплуатируются былые имперское высокомерие, кичливость, предубеждение и ненависть ко всем «ненашим», скандальность, убежденность, что все вокруг нам всегда что-то должны и так и ждут, когда мы потеряем бдительность, чтобы нас, таких богатых, добрых, работящих, добросовестных, тут же поработить, разграбить, расчленить… И это снова становится нашим нацдостоянием и состоянием души, неотъемлемым, определяющим свойством нашего общенационального менталитета. Как говорится, смотрите, читайте, слушайте наши современные официальные, печатные и электронные СМИ…

До недавних пор я заговаривал об этом с очень немногими своими друзьями, так как не люблю просто «плакаться в жилетку» и распространять «бациллы» дурного настроения, – этого «добра» и без моего участия много, как вам, читатель, хорошо известно…

Важно ведь не спешить оглашать окрестности стенаниями по каждому отдельному поводу, факту, а дожидаться, когда все они «свяжутся» в нечто целостное и понятное в своей глубинной сущности и, что возможно важнее всего, – когда оглашение каких-то выводов, оценок может принести хоть какую-то толику пользы…

А посему:

Урок 2-й, китайский. Из большого количества предложений (что для нашей страны после 1917 года является небывалым явлением) выбрал турне по Китаю, по его восточным территориям, наиболее продвинутым (после Гонконга, разумеется) в развитии частной собственности, рыночной экономики, хозяйственной свободы, конкуренции…

И вот здесь я не раз радовался удаче в выборе и страны, и типа отдыха, почти по-спортивному активного и чрезвычайно насыщенного… Начиная уже с накопителя в московском аэропорту и по маршруту тура по Китаю от Пекина до Шанхая и обратно, имел возможность и «старые» свои вопросы по-новому увидеть, и продвинуться как в их новом решении, так и в старом их понимании, а также «загрузиться» новыми вопросами, естественно…

Однако речь в этих «путевых размышлениях» не обо всех впечатлениях, а об отношениях, их характере, типе, роли и значении в нашей индивидуальной и общественной жизнедеятельности. И если в турецких размышлениях главными «героями» были мы сами, то в Китае поневоле главными героями – в исключительно позитивном плане – стали сами китайцы… И это не могло не случиться, так как не может не поражать масштабный диссонанс между тем, о чем говорилось в «уроке первом», и тем, что обнаружилось в Китае, в отношениях китайцев между собой, к иностранцам и с иностранцами и, – что просто поразительно, – так это реальные последствия их удивительно конструктивных, разумно-эгоистических отношений в личной и общественной жизнедеятельности, в практических делах, хозяйственно-экономических прежде всего…

Китайцы традиционно, как любой восточный народ, относятся к своим правителям, как к небожителям, которые спустились с небес их спасать, ими править, их оберегать-защищать – и это ощущается до сих пор, правда, в убывающей, как кажется, степени. Как сказала Маша, наш гид-китаянка, Мао раньше представляли в Китае человеком, который никогда и ни в чем не ошибался, и «это неправильно». Мы теперь понимаем так, говорила она, что он такой же человек, как все, способный, также как все, ошибаться… Но он был нашим руководителем, Вождем и он повел нас к социализму…

Популярное русское имя Маша – всего лишь кличка, полученная нашим гидом в китайском турагенстве (у нас в турне было две «Маши» и два «Саши», сменявшие по очереди друг друга, по мере продвижения по стране, все – китайцы, хорошо и очень хорошо владеющие русским)… Мысли Маши важны для понимания сегодняшних настроений в Китае как официальных (она была «при исполнении»), так и характерных для массового сознания… А в Китае еще и сегодня существенных различий между официальными и неофициальными настроениями основной массы людей все еще практически нет.

Кстати, Маша, будучи убежденной маоисткой (что она демонстрировала не раз и больше других гидов), тем не менее сказала, что причиной «Культурной революции» была попытка Мао укрепить таким жестоким образом свою власть, которая была «очень слабой»…

Такое отношение к своим правителям, когда китайцы (у нас бы сказали «все как один») внимали и осуществляли на практике все, что им указывали правители, накладывало, в свою очередь, и соответствующую ответственность на правителей, чиновников всех уровней – что и как говорить людям, народу, заботясь о последствиях.

Мао, в свое время посетив Великую китайскую стену, и увидев, что ей недолго оставалось до полного исчезновения, сказал: «Кто не побывал на Великой Китайской стене, тот не молодец!». И на следующий же день началось то, что возродило и спасло Великую Китайскую стену…

Где-то в начале 1960-х Мао сказал: «Как Китай может считать себя великой страной, если он не может запустить в космос даже картофелину!» И уже в середине 60-х ХХ века китайцы начали запускать ракеты, как они утверждают, «собственного производства»… Ну, а затем Китай стал третьей страной, запустившей в космос своего космонавта…

Вопрос «на засыпку»: подобная жесткая критика своей собственной страны, признание достижений передовых стран с призывом у них учиться, – можно все это себе представить со стороны наших руководителей?.. Следуя худшим традициям прошлого нашей страны, многие из них пытаются всех нас заставить считать, что история нашей страны и ее последнее десятилетие, – это история сплошных побед, успехов, достижений, что мы впереди планеты всей. Трудно себе представить что-нибудь более вредное, дезориентирующее, расслабляющее и разлагающее психологию людей, чем подобная ложь… Уместно вспомнить здесь слова П. Чаадаева, они гораздо более конструктивны, созидательны и актуальны: «Предпочитаю ругать свою Родину, предпочитаю клеймить ее, только бы ей не лгать»…

Что касается современных китайских руководителей, то и в настоящий момент они поступают соответствующим образом – самокритично, ответственно и мудро. Они приветствуют тех, кто едет в США, Европу учиться, работать. Более того, официально направляют туда тысячи своих студентов, специалистов, а те, в свою очередь, шлют оттуда отчеты о достижениях европейцев, американцев, которые не залеживаются, как обычно у нас, «под сукном». А специалисты, возвращаясь, содействуют оперативному внедрению западных новаций.

Хочу предупредить вас, уважаемый читатель, чтобы вы не заподозрили меня в симпатиях к Мао, к диктатурам, авторитарно-тоталитарным режимам всех разновидностей. Это все – позавчерашний день истории… Тем показательнее то, что я здесь привожу. Мао, будучи жестоким диктатором, который завидовал Пол Поту и хвалил его за то, что он единственный, кто довел до успешного завершения дело коммунизма в Кампучии (!), даже он был способен на ответственное поведение, понимая, что точное и честное слово об отсталости страны – это единственно верно, полезно и необходимо для активизации масс, для созидания…

Поддерживая уважение ко всем иностранцам, особенно к гражданам более развитых стран, тем не менее, как утверждает Маша, говоря о массовых настроениях в Китае сегодня, «нам надоело, что всё «самое-самое» только в Америке. У нас тоже амбиции, мы тоже стремимся ко всему масштабному, грандиозному»… Обратим внимание, здесь обнаруживаются не некие субъективные претензии, предубеждения, тем более враждебность к американцам, как у нас. Эмоции китайцев не против них. Они – к самим себе: деловые, самокритичные, подстегивающие. И как результат, китайцы строят, возводят – по западным технологиям, приглашая иностранных специалистов, приветствуя у себя в стране строительство заводов, фабрик, филиалов знаменитых западных фирм, скупая их на корню за рубежом… И копируют, похищают и воспроизводят у себя западные модели автомобилей, электроники, оборудования… Все это пока хуже их западных аналогов, и состоятельные китайцы предпочитают, например, ездить не на отечественных автомобилях, даже если это «Фантом», практически мгновенно скопированный новейший в тот момент западный автомобиль. Но это, повторяю, пока… При тех конструктивных, позитивных, непредвзятых отношениях к иностранцам и к их достижениям, при такой активности, характерных для них инициативности, оперативности, всеядности, изобретательности, способности сотрудничать со всем миром, «не взирая на…», в условиях активнейшей конкуренции внутри и вне страны, долго ждать успехов в ликвидации всякого рода отставаний, в том числе по качеству, не придется…

Так вот, по этим довольно частным примерам можно понять, в чем принципиальная разница между нами и китайцами, т. е.между негативным отношением наших соотечественников к передовым, более развитым западным странам и позитивным, разумным, практичным отношениям к тем же странам китайцев. Китайцы уважают тех, кто добился большего, чем они. Им не мешают, как нам, негативные эмоции, а посему достижения передовых стран их стимулируют, раззадоривают, вдохновляют на хозяйственно-производственную активность, инициативность, творчество. Они готовы ходить у американцев, европейцев, как говорится, «в подмастерьях», чтобы побыстрее схватывать, перенимать у них все самое лучшее. Вместо предубеждения, враждебности к США, как самой успешной стране, в Китае считают, что Китай и США – это «две стороны одной медали» (“China, US “like 2 sides of one coin”. China Business Weekly, 7.20-26.2009)…

Что касается нас, то негативное отношение к иностранцам вообще, особенно к тем, кто более успешен, продвинут, нас как бы расслабляет, тормозит, консервирует в нашей отсталости. Мы не только не стремимся у них учиться (сама эта мысль для ура-патриота, например, кажется кощунственной и предательской), но отказываемся признавать сам факт их большей социально-экономической, политической продвинутости. А в чем нам нет равных, так это в способности издеваться над всеми «ненашими», навешивать ярлыки, давать клички… «Чурки», «пиндосы», «америкосы», «узкоглазые», «черномазые», «обезьяны» и т. п. Это у нас родовая совковая черта. Тут нас «хлебом не корми», дай покричать, подемагогствовать да пообзываться...

А выводы? Они до банальности просты: позитивные отношения конструктивны и результативны. Уважительное отношение к окружающим и ко всем «ненашим» полезно прежде всего для тех, кто испытывает это уважительное отношение, так как положительные чувства, эмоции, настроение, отношение созидательны, эффективны, результативны, производительны.

Отрицательное же отношение разрушительно и опасно,так как оно ведет, с одной стороны, к застою, отрицанию позитивного опыта других, их достижений и необходимости у них учиться, а с другой – к конфронтации, опасной своими последствиями… А в социально-психологическом плане стимулирует пассивность, леность, зависть, озлобление, агрессивность, злорадство, когда у них где-то что-то рванет…

В Китае нынче популярно, на прикладном уровне, как руководство к действию, в современной интерпретации, высказывание Конфуция: «К нам приехали гости издалека, радости и счастью нет конца». Современному гостеприимству китайцев можно позавидовать. И оно закономерно продолжается и на международном уровне. Такие гостеприимность, корректность являются в настоящий период недостижимыми в нашей стране, особенно на фоне культивируемых нынче на всех уровнях неприятия, предубеждения, враждебности, ненависти, распространения слухов, вымыслов о западных странах, о США прежде всего, – и чем вымышленные или реальные негативы масштабнее и скандальнее, тем охотнее их у нас распространяют, насаждают, смакуют…

Один наш турист, пытаясь осудить США, так и не смог добиться того же и от гида. Она настойчиво, но «дипломатично», уходила от ответа, очевидно, не желая огорчить нашего туриста, понимая, что ему хотелось бы услышать, но и не хотела ему поддакнуть, так как это не соответствовало бы истине…

Интересное, почти знаковое наблюдение. Через некоторое время пребывания в Китае, ловишь себя на желании со всеми китайцами здороваться, махать им приветственно рукой, как только кто-то из них глянет в твою сторону… Это вызывало немедленный отклик! Приветливые улыбки, помахивание рукой будут сопровождать вас, пока вы не скроетесь, как говорится, «за поворотом»… Особенно подростки и молодые люди, которые жаждут пообщаться с вами на… английском, так как сейчас в китайских школах обязательным стал английский язык… Попробуйте у нас так, «по-деревенски», себя вести, со всеми здороваться… Поэтому, только лишь ступив на родную землю, приобретенная в Китае привычка сразу же исчезла…

Любят китайцы и фотографироваться с туристами. Если же вы сфотографируете ребенка, «радости и счастью» их родителей действительно «нет конца». Ребенок в Китае – это «солнышко». Практически это общенациональный термин. Китайские дети купаются в любви и внимании со стороны взрослых. Потому и внимание к детям со стороны иностранцев их покоряет. Скажите что-нибудь приятное о ребенке, сфотографируйте его на свою камеру – и вы доставите родителям несказанную радость… Ведь в Китае, традиционно многодетной нации, действует закон об однодетной семье. За второго ребенка – штраф $ 30.000! Только очень состоятельные люди могут таким образом «купить» себе право на второго ребенка. А рожать и не платить – это не для китайского менталитета…

Наблюдение за детьми, за отношением к ним родителей и на фоне наблюдаемых китайских реалий привело к появлению у меня мысли, показавшейся мне интересной и перспективной для дальнейшего осмысления. Наша группа оказалась достаточно корректной, и практически никто не задавал гидам «неудобных» вопросов, мы не вступали в дискуссии по щепетильным для них проблемам (ни о социализме, ни о Мао, например), не пытались возражать… Мы начинали откровенничать, когда они сами задавали нам вопросы, что естественно. Когда мы оказались достаточно свободными, возвращаясь однажды пешком от достаточно далекого объекта, мне один из гидов задал вопрос, что я думаю о будущем «китайского социализма». И после продолжительного монолога, последовавшего затем диалога, очень дружественного, я привел его в шоковое состояние своим вопросом, вернее, моим же ответом на него. Я спросил у него, историка по образованию, подозревает ли он, кто является самым реальным и опасным противником социализма в Китае? И сделав паузу, огорошил его тем, что назвал таким противником Мао… Кто инициировал закон об однодетной семье, запретив иметь больше одного ребенка? А что это значит в далекой и даже среднесрочной исторической перспективе, когда вся нация, исторически одномоментно становится однодетной? Получается, с одной стороны, вся «многодетная», так сказать, любовь родителей, дедушек-бабушек сваливается на одного ребенка, который тут же становится «солнышком», и это не в виде исключения, а в общенациональном масштабе, то есть для подавляющего большинства китайцев… И отсюда, во-вторых, что станет с психологией китайцев через несколько десятков поколений, через 50–100 лет, тех китайцев, которые в детстве были единственным «светом в окошке», «солнышками», индивидуалами, эгоистами, невиданными в многодетных семьях китайских традиций, столь восприимчивых к идеям коммунизма Мао?.. А отсюда, как эти будущие индивидуалисты будут воспринимать эти идеи коммунизма, особенно в их восточной, маоистской интерпретации?.. Единственным ответом моего собеседника был встречный вопрос, как бы в пространство и к самому себе: «А что делать?..» И этот вопрос еще более усугубляет ситуацию с перспективами китайского социализма. А в условиях рыночной экономики, бурного развития частной собственности, особенно малого бизнеса, конкуренции, индивидуализация китайского общества набирает новые обороты.

А вопрос «Что делать?» драматичен тем, что если бы не было запрета на второго ребенка, Китай, а с ним и весь азиатский (и не только!) континент ожидали бы перенаселение (и сегодняшний Китай в этом плане не подарок!) в огромных масштабах с непредсказуемыми последствиями и для самого Китая в целом и для маоизма, политического режима в стране, в частности…

…Итак, ответственность руководителей за то, «чем и как их слово отзовется», чем в будущем обернутся сегодняшние кампании против своих политических противников внутри нашей страны, против инакомыслящих, возрождение атмосферы подозрительности, доносительства и т. д., насаждение враждебности по отношению к передовым странам мира, наша агрессивность и скандальность, – все это и многое другое может снова превратить нас в замкнутое железным занавесом маргинальное образование, малопонятное и опасное для окружающих и для самих себя…

Часть 2. Из Китая в Россию

 

В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности.

В стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства.

Конфуций

Непричесанные дорожные размышления о «болевых точках» нашей жизни. Увиденное, услышанное, прочитанное в Китае будоражит ум, волнует… Находящиеся прежде в устойчивом сцеплении мысли и чувства получают животворную встряску, обретают новую степень свободы для анализа, осмысления полученной новой информации, для поиска новых смыслов и их новых сочетаний…

К вопросу о постепенности, поэтапности формирования, построения (эволюционного развития; перехода к…) институтов гражданского общества, демократии…

1. «Получение» гражданского общества, демократии в «готовом виде», или даже их формирование, построение, – но сразу, в «чистом», зрелом, работающем виде, – это, разумеется, идея фикс…

Отсюда вопрос – насколько долгим, трудным может быть путь, сам процесс движения, формирования реальных, базовых гражданских, политических институтов новой России? И насколько ожидаемые трудности будут результатом объективных общественных, социально-экономичес-
ких причин, а насколько – субъективных, таких как, например, нежелание чиновников всех уровней поступаться своими привилегированными командно-распределительными полномочиями, властью…

2. ...Решающей движущей силой (базой, основой…) становления гражданского общества, демократии на современном этапе существования цивилизации является экономика рыночного типа, обеспечивающая рост жизненного уровня людей как необходимого условия не только установления гражданских, демократических институтов, но и их дальнейшего устойчивого и эффективного функционирования, укрепления, совершенствования.

Как говорится, «голодный не может быть свободным», ему непонятна и не нужна демократия, конструктивная, созидательная активность. Устойчивая, эффективная и долговременная демократия в бедном обществе не была возможна никогда в прошлом и вряд ли возможна сегодня без реальной помощи извне, в том числе и в виде примеров множащихся успешных демократий в мире…

Что касается экономики, то в ее основе – непрерывно развивающаяся, совершенствующаяся промышленность; малый бизнес; свобода предпринимательства; конкуренция; процветающий и множащийся средний класс; открытость и т.п. Отдельные страны, регионы, а в перспективе весь мир, превращаются в единое экономическое пространство, открытое, свободное, взаимосвязанное, взаимозависимое, взаимонеобходимое.

3. Такие же черты, качества постепенно приобретает – и это также объективно – политическая сфера, закономерно отзываясь на неотвратимые вызовы экономической и социальной сфер, побуждаемая ими. Открытой, и продолжающей открываться, становиться глобальной, экономике необходимы и соответствующие общественные, социально-политические условия с теми же характеристиками – открытости, индивидуальной, общественной, хозяйственно-экономической свободы, конструктивных социальных отношений, исключения внутренних и внешних угроз, рисков, опасностей, обеспечения гражданского мира, единства, целостности человечества…

4.«Есть разница между грубым отвержением «устарелой традиции» и попыткой понять изнутри, почему традиция веками скрепляла нацию и была общей для всех.

И что-то сходное есть в наших отношениях с вещами. Вы покупаете новую вещь и думаете, что избавились от старой? На самом деле вы постоянно адаптируете новую вещь под старую, навязываете ей прежние функции – вот что происходит» (Орхан Памук. От старых вещей нет спасения. Новая газета, №95, 31.08.2009 г., с.19).

Очень точная модель того, что происходит у нас в стране – во всей общественной жизни, государственном строительстве, в социально-политической, экономической сферах, в СМИ, в характере отношений человека, общества и государства… Везде, все в большей степени, угадываются черты, признаки старой советской модели, причем – худшие из них. Они возвращаются, возрождаются – энергично, напористо, агрессивно… На «витрине» нашей системы – современное словесное оформление, а в недрах – старая деструктивная суть, некая модернизация наоборот… Вот в таком виде продекларированные на съезде Единой России, казалось бы, нестыкующиеся консерватизм и модернизация действительно совпадают, т. к. для российской консервативной мысли всегда были неприемлемы проведение реформ, затрагивающих, в конечном варианте, суть существующей системы власти. Лозунг «главное для власти – власть» снова стал актуальным…

5.КАК ПРОИСХОДИТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗАКОНА «В ДЫШЛО»…

А вот как:

– это выборочное,произвольное применение (использование) закона…

– провозглашение и утверждение принципа ДИКТАТУРЫзакона, что означает, что не закон будет существовать для человека, для людей, а наоборот, человек, люди будут существовать для «закона», т. е. для тех, кто распоряжается законом, применяет его, от его имени выступает, использует его по своему субъективному разумению и в своих особых, узкоэгоистических интересах… И в результате «диктатура закона» неизбежно, рано или поздно, превращается в диктатуру, господство людей, прикрывающихся именем закона, постепенно, но неуклонно девальвируя закон… В конечном итоге на смену закону и законности приходит субъективная воля тех, у кого в руках власть, богатство и сила. Наступает произвол, диктатура, разновидности авторитарно-тоталитарных политических режимов, благоприятных условий для беззакония, произвола, насилия, террора, репрессий и, соответственно, к очередному застою, деградации, стагнации с очень предсказуемыми катастрофическими последствиями для человека, общества и государства...

Власть становится «неправильной», коррумпированной, заботящейся о своих корпоративных, властных, экономических и политических интересах…

Именно вследствие попыток установления и осуществления на практике диктатуры закона, самому закону, ключевому принципу правовой государственности (принципу правового равенства, одинаковому отношению всех к закону, а закона – ко всем), приходит закономерный конец.

Политики, чиновники, рядовые граждане толкуют законы, руководствуясь при этом не сутью самих законов, а тем, как их обойти или как использовать тот или иной закон в конкретный момент, по конкретному делу, в своих узко эгоистичных интересах… Закон из универсального средства упорядочения общественной жизни всех и каждого, разрешения возникающих противоречий, конфликтных ситуаций и т. п. превращается в орудие произвола, злоупотребления в корыстных интересах тех, кто имеет к нему доступ, кто им распоряжается, от его имени выступает, его, якобы, защищает…

6.Нарушаются и фактически отменяются ключевые правовые принципы:

– обязательности для всех, кто подпадает под действие права…

– правовой справедливости…

– правового равенства…

7. Возвращение, возрождение агрессивной социальной демагогии, спекуляции на реальных и мнимых ценностях; схоластики, софистики, – посредством всего этого все еще удается достаточно успешно манипулировать сознанием и поведением людей…

Что делать?..

– На голодный желудок – какая демократия, какая свобода?..

8.Следовательно, необходимы?..

–  Максимальная экономическая активизация населения;

–  Максимальная свобода хозяйственной деятельности большинства;

–  Максимальная защита собственника и частной собственности;

–  Культивирование уважительного к ним отношения на всех уровнях общества... Ибо только гражданская и экономическая свобода и благополучие большинства, самодеятельность членов общества и их групп являются залогом того, что гражданское общество, демократия и правовые институты будут востребованы по их назначению и для них в этом обществе будут в возрастающей степени формироваться, совершенствоваться объективные условия, а у общества появляется шанс на развитие и процветание, на устойчивое повышение жизненного уровня населения, гражданских и хозяйственных прав и свобод людей, их безопасности…

9.Однако…

За долгие десятилетия социализма в нашей стране люди потеряли необходимые внутренние потребности, навыки частной собственности, собственников, соответствующую культуру предпринимательской деятельности, устойчивые мотивацию, заинтересованность в ней, готовность, способность, любовь, творческое отношение к самому процессу практической деятельности, конкретные навыки, умения, знания, а также соответствующие положительные эмоции, настроение, желание трудиться… И все это, как и многое другое необходимое, на фоне и в условиях гарантированной правовой, социально-политической, экономической и моральной поддержки и защиты государства, уважения и всемерной поддержки на индивидуальном и общественном уровнях – со стороны населения, всех гражданских институтов, общественно-политических организаций, партий, движений, т. к. «до тех пор, пока население России не приобщится к культуре, уважающей достоинство личности, индивидуальную ответственность и частную собственность, кризис будет углубляться – несмотря на то, в чьих руках находится власть». Сказано давно, но такое впечатление, что Петр Струве сказал это, давая оценку именно сегодняшним российским общественным, политическим, экономическим, социально-психологическим реалиям.

Представитель общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», член Общественной палаты РК Сергей Изъюров: «Президент… не раз говорил о том, что государство должно обеспечивать комфортные условия для предпринимательской деятельности, однако на практике мы сталкиваемся с тем, что власть чинит препоны развитию бизнеса» (Молодежь Севера, 30 ноября 2009 года, с.2)…

…Итак, необходимы максимально возможные благоприятные политико-правовые, социально-экономические, гражданские и другие эффективные условия субъективного и объективного характера, для свободной предпринимательской деятельности максимального числа граждан... Подобные создаваемые условия должны быть гораздо более надежными, эффективными, масштабными, чем в странах Восточной Европы, в Китае, именно потому, что атрофия частнособственнических «органов» в головах, душах и теле людей, управленческих структурах, у общества в целом, соответствующей культуры в нашей стране, гораздо более застарелые, «запущенные», чем у большинства стран и народов, которые также «принуждались к коммунизму»… Ну, а о сравнительных масштабах коррупции, поборов с бизнеса, взяток, откатов можно лишь предполагать… Наша страна, видимо, превосходит в разы весь бывший соцлагерь, что создает огромные преграды для всех необходимых у нас демократических реформ.

Так что и как необходимо предпринимать, создавать, организовывать, вместе с освобождающимися гражданами, чтобы возрождалась и стимулировалась «убитая и утоптанная» частнособственническая «жилка», заинтересованность, готовность увлеченно и самоотверженно трудиться, творить и вести свое дело?

Пока что кажется ясным одно. Например, применение сингапурской модели, в условиях которой бизнес получает максимум свободы при сохраняющемся очень жестком авторитарном политическом режиме, заведет нашу страну в очередной исторический тупик, т. к., в полном соответствии с нашими традициями, бизнес будет и дальше давиться поборами, грабежами, а власть, в условиях неизбежно ухудшающейся экономической, социальной, правовой ситуации, будет становиться все более жесткой и жестокой…