По моему мнению, приглашать кого-либо надо на выполнение конкретного проекта, в конце которого виден конкретный практический результат. Например, создание какого-нибудь устройства или материала с новыми свойствами. Или на обучение группы специалистов тем знаниям и навыкам, которых у нас нет. Или на внедрение на наших предприятиях конкретного научного результата. И платить достойную текущую зарплату, но главный финансовый бонус гарантировать по итогу работы. Все, как в бизнесе.

     Сама идея создать одну площадку, где будут все условия для работы теоретически неплоха. Ну не может Россия разориться на несколько таких площадок! Но возникает вопрос, что можно будет там сделать? Почему решили, что исследования наномира не потребуют многочисленной и громоздкой аппаратуры, огромных площадей, больших творческих коллективов? Ставка на талантливых одиночек с ноутбуками и Интернетом? Или там будут только пробирки и колбочки?

     Вопросов много. Никто на них ответа давать не собирается.

     Вокруг Сколково – большая дымовая завеса из правильных и блистательных лозунгов с совершенно непонятным и непрозрачным механизмом отбора кандидатов и принципов приглашения специалистов.

     Одна из причин такого положения дел, мне кажется, в том, что апологеты Сколково сами не знают, чего хотят. Красивые слова – не в счет. Поясню на банальном примере. Нужна была атомная бомба – там мы отставали фатально. И тогда эту проблему решили невзирая ни на что. И деньги нашли, и секреты воровали у американцев, и немецких ученых обласкали, и Героев Советского Союза дали, и Нильсу Бору реверансы отвешивали. Но главное – и свои умные головы привлекли, заставив работать и создав условия для работы.

     Надо найти и поставить конкретные цели – вырастить корову с двумя выменями, автомобиль дающий, а не расходующий бензин, хоть чёрта лысого! И уже исходя из этого чёрта, сразу станет понятно, что мы можем сами, а где нужно медом намазать и распушить хвост для заграничных оплодотворителей.