Умеет же Леонид Зильберг мимоходом задеть за живое так, что от дискуссии никак не увернуться. Причём разговор-то разворачивается в новом ракурсе, никак не связанном с темой в заголовке. Про избирательную систему в России и читать не хотелось, а тема национальной партии зацепила! Хотя я зарекалась себе: в дискуссии на эту тему не вступать. Действительно, что дискутировать, когда сама несу немалый груз ответственности за коми национальное движение, являясь членом исполкома "Коми войтыр", не заниматься же публичным самобичеванием, как известный литературный персонаж.

Межрегиональное общественное движение "Коми войтыр" приближается к своему 20-летнему юбилею. Согласитесь, что это целая эпоха, в которой рождались с громким криком и тихо исчезали куда-то партии, фракции, общества, а "Коми войтыр" выжил. Значит, он нужен. Кому? Коренному коми народу (надеюсь), финно-угорскому миру в целом (уверена в этом), властям республики (иначе бы столько чиновников не участвовало в съездах и ежегодных конференциях коми народа).

Так вот, "Коми войтыр" могло развиться в партию? Наверное, и об этом участники дискуссии уже высказались. И это способствовало бы решению многих проблем коренного народа в республике? Наверняка, ведь партия может получить места в Госсовете! Тогда почему "Коми войтыр" не протоптал себе такую историческую тропинку, которая за 20-то лет она бы могла стать широкой столбовой дорогой? Напоминаю, что Движение-то межрегиональное, подразделения действуют в Москве, С-Петербурге, Мурманской, Тюменской областях и, конечно, в Коми-Пермяцком округе. При желании можно было бы и расширить эту географию.

В пользу вероятности такого движения Движения (вот это оборот!) говорит и тот факт, что первые собрания и съезды "Коми котыра" (так он назывался вначале) и выбранный актив были очень политизированы. Владимир Пыстин, Вы были одним из ярых в то время активистов, поделитесь своим мнением, почему "Коми котыр" не стал со временем партией! Характера народу не хватило? Это – правда, коми не отличатся воинствующим нравом, коми скорее в сторону отойдёт, чем ввяжется в опасный для него конфликт. А в политике приходится брать власть. А власть, как всем известно, нигде никому не предлагают. Какой же тогда путь развития выбрали руководители Движения, прежде всего Валерий Петрович Марков, с самого основания и до 2007 года возглавлявший исполком "Коми войтыра"? При нём, во всяком случае, в последней редакции устава Движения политическая составляющая была удалена полностью.

Я как-то попробовала во время одной из внутридвиженческих дискуссий вслух задать этот вопрос и в качестве ответа привела мнение человека со стороны – Алексея Пономарёва из Удмуртии. Алексей называет современные национальные движения финно-угорских регионов России квазипартийными, копирующими в своём устройстве и формах и методах работы партии, но при этом не располагающими партийными ресурсами. Алексей считает (и я с ним согласна), что такое состояние финно-угорской общественности не отвечает интересам коренных народов. (Здесь нужна ремарка о том, что национальные движения в Удмуртии, Мордовии, Карелии, Марий Эл при своём становлении во многом копировали наше "Коми войтыр"). В качестве варианта развития, отвечающего вызовам современности, Пономарёв предлагает сосредоточиться на сервисных функциях. Когда я произнесла эти слова перед нашими активистами, услышала бурю возмущения: "Что это, прислуживать что ли?" Хотя, если хорошо поразмышлять, то рациональное зерно в мнении Алексея, согласитесь, имеет место. Хотя и прислуживать своему народу тоже не стыдно.
        Чем впустую мечтать о светлом будущем для своего народа, писать красивые декларации на эту тему и голосовать за них на съездах (вы не думайте, я тоже голосую), но при этом сознательно, по уставу, не принимать участие в политических процессах, в формировании власти, то уж лучше что-то конкретное делать для конкретных людей, для сохранения коми языка, для спасения своих земляков в дальней деревне от пьянства, да мало других повседневных трудностей, из которых и складывается сама ЖИЗНЬ МОЕГО НАРОДА. Может быть, есть иной, третий или пятый варианты движения Движения (мне понравилось словосочетание). Но одно знаю точно, потому что поверила Льву Гумилёву, утверждающему в своей книге про этногенез, что этнос тогда развивается, когда у него есть лидер, не просто харизматичный, но преодолевший в себе инстинкт самосохранения, готовый к самопожертвованию. Если такого лидера на каком-то историческом этапе у этноса нет, происходит отставание этого народа от других, поглощение его другими народами вместе с самобытной культурой и языком. Заколдованный круг: лидер на пустом месте не проявится, нужно общественное движение...
      А нашему "Коми войтыру" есть много чего вписать в свой актив двадцатилетней деятельности, правда! И я вместе с остальными участниками движения горжусь причастностью к нашей истории. Но это уже другая песня и для другого мероприятия.