Те, кто знаком с моим методом построения презентаций, знают, что я особое место уделяю фотоматериалам, как дополнительным источникам смысловой передачи.

Это к слову о том, причем здесь фотография темнокожего парня, а в публикации – «рестораны и кафе Сыктывкара» - стерлядь.

 И так начнем–с. Анализируя на странице «мнение» 420 публикаций на «сайте 7х7» по принципу «сотрудничество» и «соперничество», я пришел к выводу, что все больше и больше (а во временном интервале по нарастающей) превалируют тексты по содержанию «соперничество». По комментариям этот формат составляет более 4000 (почти 90%). Такой анализ я стал проводить в связи поиском ответов на 2 вопроса. 1 – почему сайт по формату все же больше городской, а не республиканский. 2 – почему представители из районов не спешат получить возможность к свободному доступу и выкладыванию своих публикаций. Кстати очень интересен результат, кто же публикует эти «соперничества». По своему статусу это люди, придерживающиеся консервативных взглядов. Вообще я думаю, что тот, кто захочет сделать диссертацию на тему общественных коммуникаций, может взять сайт за основу. Здесь много данных имеющих количественные и качественные характеристики.

Прошу прощения, что немного увлекся. Я долго искал критерии, по которым можно выйти на ответы. Спасибо господину И. Сажину за его «Ненавидеть людей нельзя» и Г. Комольцеву за «сны вещие …». Их публикации и навели меня принцип «сотрудничество» и «соперничество».

В основу большинства публикаций лежит подтекстовый барьер – конкуренция. На уровне физиологии можно сказать так. Борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных видов. На сайте наблюдается некая форма соперничества. При таком понимании обусловленная культурой, конкуренция может быть проецируема на природу, так что можно сказать, что в основе этого подхода лежит типично «антропоморфный» принцип мышления.

Обратимся к ряду работ на эту тему. Уже Петр Кропоткин в своей книге «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (Петроград — Москва, 1919) детально описал механизм коллективной деятельности у животных. Он указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. Биолог Стефан Джейн Голод убедительно доказал, что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество.

Особенно интересен взгляд социальных психологов на эту проблему. Они считают, что конкуренция есть продукт деятельности исключительно че­ловеческого общества, а не природы. Это означает, что соперничество не является биологической характеристикой человека, а, следовательно, со всем не обязательно должно присутствовать в его жизни. Основоположник направления по исследованию конкуренции в социальной психологии Мортон Дойчеще в 1973 году указал на нелогичность предположения о врожденной потребности человека побеждать. Эта потребность искусственно воспитывается обществом: семьей, школой, окружением. Социолог Дэвид Рисман добавил к этому, что мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания. Педагоги выделяют наиболее успешных в учебе учеников, а тех, кто, по их понятиям, не держится на должном уровне, принижают. Это приводит к тому, что уже маленькие дети в школе хотят, чтобы их соученик ответил на вопрос неправильно, дабы самим иметь возможность продемонстрировать учителю свои достижения. В спорте также преобладает принцип соревнования, правда, уже измеряемый количественно: кто прыгнет дальше всех, кто быстрее пробежит стометровку... Это ответ на первый вопрос.

Любопытный взгляд на эту проблему мы встречаем в сравнительной ант­ропологии. Все чаще и чаще исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли, что первобытные люди смогли выжить, прежде всего, благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельности, для них очень характерной была готовность «поделиться своими ресурсами». В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. К похожим заключениям пришла и футуролог Райн Айслер.

Итак, если основной принцип построения сайта «7х7» основан на соперничестве, но проследим психологические последствия соперничества. Если у нас есть выбор, то обычно мы избегаем ситуаций, в которых присутствует эле­мент соперничества и возможность проиграть. На сайте это может, например, выражаться в личностных оскорблениях (17% публикаций). Как правило, мы стараемся избегать и чересчур честолюбивых людей. Инстинктивно мы понима­ем, что соперничество в принципе своем — нечто неестественное. Здесь лежит ответ на второй вопрос.

Можно возразить, а где же разные точки зрения. Они так не ярко выражены в сотрудничестве.

Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение. На основе позитивных отношений вырастает то, что условно можно назвать «конструктивным конфликтом». Когда речь идет о разных интересах и разных точках зрения, все сложности вполне разрешимы, если они не связываются с вопросами победы или поражения. «Конструктивные конфликты» не раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров в соответствии с девизом: «Споры сплачивают людей» (2 публикации завершились дружбой). Никто не стремится непременно добиться поражения партнера.

Но тогда почему же мы все-таки принимаем участие в сайте снова и снова?