Сказать, что либерализм негодное средство для борьбы с экстремизмом. в частности исламским, по моему мнению. неправильно. Если сравнить типы политических идеологий, скажем, с металлами, то авторитарные и тоталитарные больше напоминают твердые, но хрупкие сплавы, вроде чугуна. Бьешь-бьешь, а он не ломается. Кажется, никогда не сломается. Но один чувствительный удар и все раскалывается вдребезги.
Либеральные системы по свойствам похожи на сталь. Под ударами гнется, но выдерживает долго. Правда есть слишком мягкие металлы, которые ничего не выдерживают. Модель либерального типа должна соответствовать требованиям, выдвинутым конкретной политической ситуацией. Может быть более аморфной, если нет особых угроз или пожестче, если враг у ворот.
Сила либерализма -- в гибкости, в способности внутренне саморегулироваться и адекватно отвечать на вызовы времени. Эта идеология живуча как кошка. Возьмем для примера Первую мировую войну. Те режимы, которые были авторитарны, получили в подарок за войну революцию. Самая авторитарная, Россия, -- по полной программе. Полуавторитарную Германию постигла полуреволюция, закончившаяся фашизмом. А западные Франция и Англия выстояли, народ не вышел на площади свергать правителей, хотя и там людям было не легче. Почему? Потому что люди знали, что закончится война и они смогут демократическим способом заменить власть. Чего невозможно при других формах правления.
Сколько раз казалось, что либерализм вот-вот падет, еще один удар и все. А идеология все держится. Почему? Потому что основа основ ее -- такая важная ценность, как свобода.
Когда свободы много, все плюются, надоела она, хочется, что пришел злой дядька и всех нас мучал. Сейчас часто слышишь подобное. Им Сталина подавай. А вот когда нет свободы или недостает, вот тогда и начинают ее ценить.
Есть определенная уверенность, что Европа справится с исламским нашествием и может быть даже при либеральных миграционных законодательствах. Когда на женщин будут надевать паранджу или мужчин заставлять носить бороду, это вызовет протест, будет расцениваться, как покушение на свободу. Когда даже в самих исламских странах уходят от этой практики.
О советской идеологии. Если о ней с теплотой вспоминали исламистские вожди в том числе и из чеченцев, то только потому что все жили тогда в каком-то инкубаторе, где все показатели были в норме. А точнее, то все, весь советский народ был в состоянии наркотического опьянения. Все газеты, радио, телевидение действовали как сильнодействующие психотропные вещества. Как наркоман живет только тем. что он чувствует сейчас и не думает о том моменте, когда действие препарата пройдет, так и вся прогрессивная наша общественность кайфовала в течение 70 лет. И эти 70 лет прошли, началась "ломка". Если наркоман мечтателен , о чем он мечтает? Конечно вернуться в тот момент, когда он только-только укололся. Вот поэтому и все с теплотой вспоминают советское время.
Идеология исламского фундаментализма тоже действует как наркотик. Неудивительно, что у него так много последователей. Вообще, все крайние формы религий -- это своеобразые "опиумы". Я не говорю про умеренные, они могут быть очень даже полезны.
Только либеральная идеология -- это прямое зеркало, где отражение видно в таком виде, в каком оно существует в действительности. И требует от человека адекватных действий и инициативы без апелляций к каким-то сверхъестественным силам.