11 августа 2010 г. в Сосногорском городском суде плакала учительница. Судья пыталась ее успокоить: «Вы с детьми работаете, у  вас нервы должны быть крепкими…».  Сквозь слезы в ответ прозвучало: «Ученики… лучше администрации…»

… Речь шла об администрации городского поселения «Нижний Одес», которая исключила из списков очередников школьную учительницу, проживающую в «малосемейке», после 13 лет ожидания в первоочередной жилищной очереди. Неожиданная новость, свалившаяся на  очередницу-бюджетницу в марте этого года, первоначально повергла ее в шок.  И, может, так бы и потеряла  она в Год учителя  последние надежды  наконец-то выбраться из «малосемейки» с общей кухней, без ванны, душа и горячей воды, если бы не помощь правозащитника.  

В администрацию Нижнего Одеса было направлено письмо с требованием объяснить, на каком основании принималось решение о снятии с жилищного учета. Ответа не последовало. Тогда бывшая очередница  обратилась в суд и потребовала признать незаконным как непредставление ей письменного ответа (по закону его положено выдать в течение месяца), так и само решение о снятии с  жилищного учета.

В суде администрация  Нижнего Одеса настаивала на том, что истица утратила основания, дающие право на получении жилья по договору социального найма: у нее достаточное по площади жилье и к тому же в 2007 году с дома, где она живет, был снят статус общежития.  Истица вместе со своим представителем стояла на своем: в 1996 году основанием для постановки ее в очередь был  не дефицит квадратных метров, а недостаточный по меркам Нижнего Одеса уровень благоустройства малосемейки, и этот  уровень до сих пор не изменился. А снятие с дома статуса общежития вообще не должно приниматься во внимание, так как это обстоятельство не входит в перечень оснований для снятия с жилищного учета.

   Пришлось напомнить и о том, что  пунктом 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до вступления в силу нового Жилищного кодекса (т.е. до  1 марта 2005 г.)  в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Такие граждане снимаются с данного учета только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ  давали им право на получение жилых помещений. Но ни одного  основания для снятия с учета в данном случае не было и нет!

Представитель ответчика, заместитель руководителя администрации Нижнего Одеса А. Мартын  после нескольких судебных заседаний все же признал законность требований о восстановлении в очереди. Решением суда на администрацию возложена обязанность восстановить истицу в жилищной очереди, возместить ей почти тысячу рублей судебных расходов (на госпошлину и проезд в суд), а  также выплатить компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

Мэра  Москвы Ю. Лужкова, регулярно выигрывающего в столичных судах иски о защите чести и достоинства с выплатой компенсаций морального вреда, суммы которых обычно не ниже 0,5 млн. рублей, 500 рублей точно бы не устроило. Но учительница сразу после суда поехала в санаторий лечить здоровье и обжаловать размер компенсации не стала.

В администрации Нижнего Одеса уже  восстановили школьного учителя в льготной очереди на жилье  и приняли к оплате исполнительный лист.  А вот когда женщина-педагог с 31-летним стажем и  с неприлично маленьким окладом ниже МРОТа получит наконец-то отдельную благоустроенную квартиру – большой вопрос. Год учителя, о котором с таким пафосом говорили по телевизору и  писали в газетах, подходит к концу.  Если судить по примеру, о котором я рассказала, 2010 год так и не стал шагом вперед к реализации цели, провозглашенной еще В.И. Лениным в начале прошлого века: «Поднять учителя на недосягаемую высоту».