Я, к сожалению, не знаком лично с Валентиной Семяшкиной. Но очень высоко ценю ее благородную экологическую деятельность. Добрых слов, конечно, заслуживает и "Комитет спасения Печоры". Очень надеюсь, что между "ЛУКОЙЛ - Коми" и Комитетом  налядятся конструктивные отношения. Однако некоторые ее суждения из последнего материала Валентины Томасовны вызывают некоторое законное недоумение. Речь в  "Безобразиях..." идет о широких нефтяных реках, бурным потоком рвущихся в небольшую таежную речушку Лямчина в Ижемском районе. Путь им, в пяти метрах от берега, преградил, по версии Валентины Томасовны, геройский маленький пригорок.

Уважаемая Валентина Томасовна, экологи, эксперты, друзья! Ну согласитесь, любой, кто был на рыбалке на северной речке или ходил в тайгу за грибами понимает, что быть такого не может при любых особенностях ландшафта. Реальность же такова, что "лукойловцы" оперативно прроинформировали районные власти и контролирующие органы. А сами быстро и эффективно локализовали и нейтрализовали разлив. Комиссия из представителей природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора и районных властей это подтвердили. Пробы воды дали позитивные результаты. Более того, "ЛУКОЙЛ-Коми" планирует провести в феврале в Сыктывкаре научно-практическую конференцию по промышленности и этноэкологии. Материалы будут опубликованы и направлены в Усть-Усу, Колву, Щельябож, а также в правительство России.

Мы - за честный и откровенный разговор с экологами и общественностью на пользу и нашим горожанам, и сельчанам, и недропользователям.

И еще. У проницательных наблюдателей начинает складываться впечатление, что экологическое движение и его представители порой несколько забывают, что их благородной задачей является защита северной природы и уникальных культурных традиций. Кажется, что иногда главным и единственным делом активистам видится жесткая критика "ЛУКОЙЛ-Коми" по любому поводу. И достаточно безобидным эпизодам придаются космический масштаб и планетарный характер. Чуть что - "Мексиканский залив в Ижемском районе". Полагаю, при любом понимании процессов это вызывает заслуженный скепсис у многих думающих людей. Вспоминается знаменитая фраза древности: "... а также я считаю, что Карфаген должен быть разрушен".

И последнее. Кажется, в 1987 году в Нью-Йоркский госпиталь навестить Иосифа Бродского пришел Василий Аксенов. Он сказал Бродскому, что Евгений Евтушенко резко выступил против колхозов. Бродский ответил, что если Евтушенко против колхозов, то он, Бродский, "за". Там это было оправданно и гармонично. Но для общественной жизни Коми края этот пример не кажется достойным подражания.

"ЛУКОЙЛ" пришел в республику. Ему досталось чудовищное наследие. Полностью изношенный технический фонд, последствия небывалой катастрофы 1994 года, безработица и отчаяние Усинска. За 10 лет компания осуществила масштабнейшие проекты технологического, социального и экологического характера. Не признавать этого нельзя. А построить за 10 лет райский сад на северной земле вряд ли возможно. И чтобы хотя бы начать его сооружение, нужны усилия. Желательно, солидарные. Мы к ним стремимся.

Верим и надеемся, что эти стремления не останутся безответными.