Самым общим резюме 72-летней истории «РСФСР -  СССР» стала, очевидно, необходимость возврата людей, проживающих на 1/6 части света, к жизнеукладу, где бы существенную роль в организации труда и мотивации граждан снова начала играть частная собственность. Самовозрастающая свобода (как смысл истории по Г.В.Ф. Гегелю) была тем внутренним «генератором колебаний», что раскачал и развалил в 1991 году советский, социалистический скреп. Проживая в Москве и работая в Библейском обществе СССР (а затем и РФ), я самым живым образом участвовал и свидетельствую об этих исторических московских коллизиях. Таким  образом, силою вещей и ходом исторических событий в «СССР – России» из трех социальных открытий-рецептов К. Маркса для науки и потомков пока устояло два:

- труд и развитие способов его организации, как источник происхождения каждого человеческого общества;
- тайна прибавочной стоимости капиталистического (да простится мне эта терминологическая банальность) способа производства;

Третий же «рецепт К. Маркса» – о классовой борьбе и создании пролетарского государства, которое бы путем уничтожения денег и класса частных собственников освободило бы труд, направив его к высотам творчества – этот рецепт не удался.
 
Советское государство так и не смогло развить на основах своей идеологической мотивации конкурентоспособной в мире производительности труда. Оно (в отличие от обличаемых ею буржуазных демократий) обезличило уже не 9/10 занятого в трудовых процессах населения, но все 99/100. А случилось это на путях простых и обыденных – по причине того, что, уничтожив класс собственников, советское государство с необходимостью само стало тотальным собственником и госкапиталистом (об этом феномене особенно нелицеприятно высказывались «советским» итальянские коллеги-коммунисты).

Возврат понятия частной собственности в наше кастрированное советское сознание  происходил через реализацию в стране проекта приватизации. И это также было дальнейшим воплощением смысла истории (свободы, по Гегелю). Экономическая общественная свобода сопровождалась расширением гуманистических свобод в России –  здесь, самым важным, пожалуй, стоит отметить возвращение в повседневную жизнь людей религиозной духовности - находившейся под запретом в СССР скрепляющей сетки узелков интерконфессиональной практики, а также появление такой новой цивилизационной ценности как международная географическая мобильность россиян.

В конечном же итоге сегодня очевидно, что характер  приватизационных процессов 90-х определил собою и достижения, и природу напряжений России первого десятилетия XXI века. Иными словами, российская приватизация, осуществившая себя в интересах крупнейших форм частной собственности, с одной стороны позволила России в кратчайший от разрушения СССР срок снова вернуться в геополитический пул самых значимых мировых держав. Но с другой стороны именно монопольно-олигархическая собственность, сросшись с гос-и-муниципальным аппаратом, «съедает» возможности развития малого и среднего бизнеса, лишая российскую общественную систему устойчивости….

Виноватить российский деловой крупняк не имеет смысла, поскольку морализаторством не закрыть того факта, что «цивилизованное мировое бизнес-сообщество» просто блокирует возможное развитие русского бизнеса на мировых рынках, закупоривая его в границах РФ. 
Таким образом, мы имеем внутренне напряженную авторитаристкую гоударственно-общественную модель, сложившуюся к настоящему времени и необходимую для сохранения государственности в пределах нынешних территорий в России:

В экономике (доминанта крупнейшей частной собственности, пока прикрываемой государством против мелких и средних собственников);

В политике (доминанта «Единой России», пока прикрываемой авторитетом премьера В.В. Путина, также ее собственное доминирующее представительство в различных уровнях власти и механизм консолидированного голосования против остальных политических партий РФ);

В идеологии (доминанта христианской православной аксиологии, прикрываемой государственным уложением против остальных основных конфессий РФ, как видно из наших региональных обстоятельств - протестантов, прежде всего, далее, мусульман, гуманистов-нетеистов, и т.п.);

мы имеем противоречие сложившейся к настоящему времени в РФ авторитаристкой общественно-государственной модели и необходимости дальнейшего реального саморазвития свободы в экономическом базисе и соответствующей ему государственно-общественной надстройке. 

Внутренний «генератор колебаний», что раскачал и развалил в 1991 году советский, социалистический скреп, теперь уже раскачивает нашу современную, выстраданную всеми нами государственность и ее основу – экономику.

Все мои знакомые-предприниматели депрессуют: нет «длинных кредитных денег» на спокойных процентах, нет спокойного доступа к земле, воде и т.п., по-прежнему донимают правоохранители и администраторы. Телевидение раздражает все более. Пока только телевидение…

Что делать? 

Рискуя нарушить извечную традицию российской интеллигенции, давать советы и «знать лучше всех»,  не берусь говорить о том, «что же делать», сознавая, что вопрос этот «не на мою зарплату» и степень информированности. Однако некоторые мысли о том, «как делать» оставлю…

1. Руководитель большой страны, как и капитан большого судна, хотя и имеет возможность, но не должен «раскручивать штурвал» из крайности в крайность. Здесь важны принципы минимализма рисков и точности управленческих воздействий. 

Мировой контекст сегодня таков, что Россия с необходимостью включена в две ведущие современные мировые  тенденции: 

глобализации – процесс развития человечества как единой общечеловеческой структуры, охватывающей все ее собственное планетарное территориальное пространство как культурное, производственное и социальное целое;

регионализации – развития отдельных частей общечеловеческого пространства, включая политику, экономику, культуру субнациональных территориальных общин, региональных, провинциальных, муниципальных территорий.

То есть, мир сегодня стремится быть единым и пестрым, одновременно поддерживая свое внутреннее динамическое равновесие.

И в этой объективной мировой необходимости роль протестантской ветви христианства для РФ, по мнению многих из нас, такова же,  каковой была роль православия для Руси при ее крещении в Х веке н.э. – это современный интегрирующий нас в Европу ключ.

Культурным кодом современных западных демократий является, безусловно, протестантизм, с его проповедью ценности семьи, труда, успешности на основе трудовых усилий, интеллектуализма, культурного демократизма и т.п. 

Российскому государству просто необходимо поддержать ценности русского протестантизма, используя конфессиональные организации лютеран, пятидесятников, баптистов  и т.п., как устоявшихся и успешных бизнес-инкубаторов внутри страны (да простится мне подобное однобокое усеченное понимание церквей), так и международные связи протестантских конфессий для сближения Европы и России на христианской, Новозаветной основе. Протестантизм мог бы оказаться универсальным гарантом России по всей глубине шкалы её взаимоотношений – от финансовых инвестиций до культурно-туристического обмена.