«…Хочет она чистить, берет в левую руку ежик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает:

- Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте.

Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает:

- Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья Петровна, своим ежиком. Мне, говорит, до вашего ежика дотронуться противно, не то что его в руки взять…

Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ежик, на шум является…

Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является.

- Что это, говорит, за шум, а драки нету?

Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось…» (М.М.Зощенко «Нервные люди»)

«Несколько раз Настя порывалась вскочить со своего места и накинуться на противницу, но всякий раз сильные руки Виталика уверенно предотвращали кровопролитие. Но после лобного участники перестали сдерживаться и началась совершенно безобразная базарная драка, в которой смешались в кучу чуть ли не все присутствующие в городе участники (непонятно даже кто бьет а кто разнимает) и пострадало одно дерево в кадке, случайно оказавшееся на пути у сражающихся…» (www.dom2.ru)

Я долго размышлял, что же мне так напоминает «Дом-2». Но достаточно взять томик рассказов Зощенко, раскрыть едва ли не на любой странице – и вы попадаете в волшебный мир торжествующего мещанства и неистовой, прущей изо всех щелей, громко заявляющей о себе и восхищающейся собой пошлости.

В умении подметить острые и типические черты житейской пошлости Зощенко, разумеется, не был новатором – за его спиной глыбами маячили такие мастера, как Гоголь и Лесков. Новизна Зощенко отразилась в умении показать и доказать, что революционные изменения общественно-политической жизни, вообще говоря, довольно слабо отражаются на так называемом «простом человеке» - хрестоматийном представителе «победившего передового класса». Представитель победившего класса способен сыпать коммунистической фразеологией – но в качестве культработы посещает по субботам баню, выпивает перед поездом «скляночку эриваньской», разбавляя её пивком, а потом потехи и на спор ради дёргает стоп-кран… Образы писателя настолько ядовито контрастировали с официозным культом рабочего, что удивительным скорее кажется, почему Зощенко вообще терпели аж до 1946 года…

Прошло 80 лет. Средства пропаганды превратились в «средства коммуникации». Образы рабочих как авангарда общества уступили место образам новых людей – молодых, энергичных, умеющих строить свою жизнь, свободных в своём мировоззрении, в своём мироощущении, в своей личной жизни, наконец. Эти образы приходят к нам с концертных площадок, с кинодисков, из клипов, из рекламы – и кто может возразить против такого пышущего здоровьем, красотой и жизнерадостностью Wirsindjung*?

И тут появился новый Зощенко. Не осознающий свою зощенковость. Движимый чисто-конкретным мотивом «выгонки бабла из реалити-шоу». Учуявший опытным звериным телевизионным нюхом, на чём нынче реально можно делать деньги. И сделавший в итоге злую карикатуру на современную молодёжь. Тем более злую, что для огромного числа людей поведение помещённых в «Дом-2» является образцом для подражания.

Эту молодёжь - «авангард общества» - помещают в условия фактической коммуналки. В этой коммуналке уже нет примусов, сушащегося белья и воруемых кастрюль. В этой коммуналке присутствуют (и являются главными действующими лицами) видеокамеры, сотовые телефоны, ноутбуки и интернет. Здесь живёт передовой слой нашего современного общества – молодые люди и девушки 18-25 лет. Они «строят любовь» (?).

Появись во времена Михаила Зощенко подобный проект, писатель умер бы значительно раньше – от голода. Ему было бы просто не о чем писать. Всё, что изобразил мастер, - на телеэкране по нескольку раз в день, как на ладони. Хамство, мелочность, склоки, интриги, скандалы, наконец, те же драки – вот уже четвёртый год нам демонстрируют это изумительное «строительство любви».

Но «Дом-2» значительно перещеголял Зощенко. У того всё-таки действовали вымышленные персонажи в вымышленных же ситуациях, до боли похожих на настоящие житейские. «Дом-2» - это как бы уже сама жизнь, точнее – квазижизнь случайного и постоянно обновляемого набора молодых людей под микроскопом всероссийской (и не только) публики. Иллюзия, что «это такие же, пришедшие с улицы, парни и девушки, с такими же чувствами, что и у твоих соседей Максима и Насти», не должна никого обманывать. Пребывание в аквариуме, с осознанием, что на тебя глядят десятки тысяч жадных до копания в чужом белье глаз, не может сойти просто так. Сама жизнь в таком аквариуме очевидно искажается. Быть много дней подряд публично раздетым, на халяву кормимым и поимым, не обременённым настоящей работой и погружённым в постоянное (и опять-таки публичное) перемывание своих и чужих постельных и околопостельных подробностей – чей мозг и чья душа способны сохранить себя адекватными в таких условиях?

Коммунальные примусы вдруг развернулись во весь экран, а пятна на сушащемся белье стали изучаться с особой фокусировкой камер. Но: мы помним, что примусы превратились в сотовые телефоны, а стираные семейные трусы – в симпатичные и эротичные стринги. Отбор в «Дом-2» - строжайший, эмиссары проекта тщательно следят за внешностью и упакованностью очередных кандидатов. «Дом-2» от макушки до пяток облит гламуром, на экране, по замыслу, всё должно быть красиво.

На экране же – Зощенко. С экрана, в обрамлении отличного макияжа, стройных фигур, модной одежды, на нас дышит коммунальный смрад, которого не только не стесняются, но который регулярно поддерживается, возобновляется и стимулируется режиссёрами.

То, что ВОТ ТАКОЕ можно показывать на эфирном канале в суперпрайм-тайм (основной блок «Дома-2» идёт аккурат параллельно программе «Время»), производит ошеломляющий эффект. Зощенковский герой придурковат, а герой «Дома-2» - мачо, хамство и почти женская склонность к сплетням которого выгодно оттеняет его от соперников. Зощенковская героиня – чувырла, тётка, дура дурой, едва ли накрашенная и непричёсанная. А героиня «Дома-2» - модельной внешности, великолепно одетая, яркая и эффектная. И раз они так замечательно выглядят… а телевидение всё это показывает в самое лучшее время… а набраны они из простых парней и девчонок, таких же, как я – то кто мне докажет, что это не здорово, не клёво и не супер?

И вот герои открывают свои рты…

…А ведь кое-кто в «Доме-2» живёт уже более двух лет…

«Тут какой-то паразит за милицией кинулся.

Является мильтон. Кричит:

- Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду!
Только после этих роковых слов народ маленько очухался. Бросился по своим комнатам.

«Вот те, думают, клюква, с чего ж это мы, уважаемые граждане, разодрались?..»

 

*Мы молоды (нем.)

Валерий Черницын

Опубликовано в газете "Красное знамя" (Сыктывкар) 6 февраля 2008 г.