Псковский координатор движения в защиту прав избирателей «Голос»* Владимир Жилинский*, внесенный в конце сентября в реестр СМИ — иностранных агентов, предложил начальнику управления Минюста по Псковской области Николаю Околеснову публично встретиться. Активист требует разъяснить ему законодательство об иноагентах, которое он считает «мутным» и «дискриминационным». Об этом он написал в своем Telegram-канале.

По словам координатора «Голоса»*, его устроит любой формат встречи: в эфире, в записи, лично или в суде. Главное, что он как человек, «не являющийся СМИ и не являющийся иностранным агентом», хочет публично получить ответы на вопросы от начальника ведомства, «признавшего его тем, кем он не является».

«Законодательство требует от тех, кого Минюст „признал СМИ-иноагентами“, кучу всяких вещей: отчитываться обо всех доходах и расходах, регистрировать юридические лица, проводить их аудиты, в общем - долго, сложно, дорого. При этом какого-то правового акта о признании меня, например, „СМИ-иноагентом“ - нет. Есть лишь ФИО в таблице на сайте Минюста, но людей с такими ФИО в мире больше, чем я один. То есть юридических оснований делать что-либо у меня пока вообще нет», - написал Владимир Жилинский*.

Он также заметил, что, даже если бы существовало решение о признании его СМИ-иноагентом, это юридически создало бы новую сущность - средство массовой информации, которое и должно было бы отчитываться о деятельности. Но он как физическое лицо не ведет деятельность в роли СМИ, а отчитываться за физлицо его ничто не обязывает.

«Если я подчинюсь и зарегистрирую юридическое лицо, это лишь утроит размеры отчетности, размеры штрафов и будет жрать деньги (обслуживание ООО, налоги и поборы, уставный капитал), то есть это тупо принуждение к ведению бизнеса, - считает Жилинский. - Такое я бы вообще в Конституционном суде обсудил. Минюст, то, что ты делаешь, - незаконно. Околеснов Николай Львович, это ваша ответственность. Я требую ответа».

В беседе с «7х7» Владимир Жилинский* пояснил, что обратился к региональному, а не федеральному руководителю ведомства, потому что именно в региональный Минюст ему придется отправлять отчеты.

- Вот и хочу спросить, как именно они трактуют законодательство, которое можно трактовать как угодно, - заключил он.


Закон, ужесточающий законодательство об иностранных агентах, президент Владимир Путин подписал в конце декабря 2020 года. После этого у госорганов появилась возможность присвоить этот статус почти любому человеку, если чиновники посчитают, что он занимается информационной и политической деятельностью, получая какие-либо деньги из-за рубежа. Меньше чем за год в реестр СМИ-иноагентов включили издания Meduza*, «Важные истории»*, The Insider*, «Медиазона»*, VTimes*, телеканал «Дождь»*. Издание «Проект» признали нежелательной организацией. В реестр СМИ-иноагентов Минюст к настоящему времени включил 56 физлиц, в том числе (через 10 дней после выборов в Госдуму) 20 координаторов движения «Голос»*.

Более 150 изданий, НКО, гражданских и образовательных проектов 14 сентября потребовали от власти отменить закон об иностранных агентах. Они направили обращение в Госдуму, Совет Федерации и уполномоченному по правам человека. По мнению общественников и журналистов, применение закона — это давление на гражданское общество и попытка уничтожить независимые СМИ. Петиция на платформе Change.org с требованием отменить закон об иноагентах за месяц собрала более 166 тыс. подписей.