Богородский городской суд 11 ноября оштрафовал журналиста Александра Пичугина на 300 тыс. рублей за иронический пост о возможном заражении коронавирусом людей в храме во время Пасхи. В это время массовые мероприятия были запрещены, но церковь все равно приняла в Вербное воскресенье много верующих. Однако полицию больше заинтересовал не этот факт, а пост журналиста в Telegram.  

Александр Пичугин опубликовал свой пост в Telegram-канале «Сорокин хвост» в апреле 2020 года. Он написал, что в России проходит «спланированная акция по инфицированию смертельно опасной болезнью». Она якобы развязана представителями конкретной организации, чьи имена, пароли и явки есть у представителей правоохранительных органов. Журналист имел в виду празднование Вербного воскресенья в храме, куда пришло много верующих. Его не отменили, несмотря на ограничения из-за коронавируса в Нижегородской области. Читавшие этот пост не воспринимали его всерьез и, судя по комментариям у Пичугина в Facebook, оценили тонкую иронию. 

Александр Пичугин сказал “7х7”, что считал эту информацию важной, так как его беспокоила ситуация с ковидом. По словам Пичугина, тогда даже власти не были уверены в прогнозах, поэтому любое отклонение от государственной политики по сдерживанию пандемии он воспринимал как минимум достойным осуждения, максимум - преступным:

- Когда Русская православная церковь организовывала массовые мероприятия в период запретов, это у меня не могло вызывать ничего, кроме гнева и раздражения. Подчеркну, что речь идет не о религии, а об управленческом решении руководителей конкретных подразделений РПЦ и ее в целом. В момент написания поста я считал, что правоохранительные органы, будь они независимы, дадут этому правовую оценку. К этому я в своем завуалированном квестовом сообщении и призывал. Пусть его поймут не все, но они-то уж точно догадаются и разберутся. Ну вот они и разобрались со свойственными им приоритетами. Но сейчас работать мне стало проще: мир стал более черно-белым.

Суд назначил журналисту штраф 300 тыс. рублей по статье о фейк-ньюс (ст. 207.1 УК РФ). Гособвинение просило для Пичугина наказание в виде 2,5 лет ограничения свободы. Его защищал адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян. В суде он указал на то, что журналист высказывал личное мнение. Это подтвердили и специалисты, которые проводили экспертизу, назначенную судом.

Международная неправительственная организация "Комитет защиты журналистов" призвала российские власти прекратить преследование Александра Пичугина.


В июне 2020 года международная правозащитная группа "Агора" опубликовала доклад о фейк-ньюс в период пандемии коронавируса. Правозащитники выяснили, что новые уголовные дела о фейках появлялись каждые два дня. За 450 дней сплошного мониторинга они зафиксировали более 200 случаев преследования граждан и организаций за распространение информации, которая отличается от официальных пресс-релизов. Из них лишь в двух случаях за распространение недостоверной информации преследовали чиновников.

«Взрывной рост числа дел о фейках и анализ материалов доступных дел свидетельствует о политическом характере кампании в целом. <…> С началом эпидемии государство открыто провозгласило монополию на правду (которой пользовалось и раньше, но не столь явно). Отныне информация, исходящая от уполномоченных должностных лиц, презюмируется достоверной и законной. Напротив, любая неофициальная общественно значимая информация считается нелегальной до тех пор, пока не подтверждена государством. И чем более значима эта информация, тем выше риски для того, кто ее распространяет», — отметил адвокат Станислав Селезнев.