Более 70 научных сотрудников Российской академии наук подписались под открытым письмом, осуждающем демонтаж мемориальных табличек в память о жертвах сталинских репрессий на бывшем здании НКВД в Твери. Открытое обращение ученых 13 мая опубликовал «Коммерсантъ».

Академики назвали демонтаж табличек «реабилитацией сталинизма» и попыткой придумать «новую версию нашей истории». По мнению ученых, власти сняли таблички под смехотворным предлогом, без общественного обсуждения.

— Их демонтаж — знак движения в обратном направлении, к реабилитации сталинизма и его деяний как внутри страны, так и за ее границами, признания своей преемственности с ним, что автоматически возлагает на современную Россию ответственность за совершенные им преступления, — написали составители обращения.

Подписавшиеся считают, что особый цинизм этому событию придает тот факт, что таблички были демонтированы в канун 75-летия победы в Великой Отечественной войне. По мнению составителей, если Россия справедливо обращает внимание на попытки других стран пересмотреть итоги Второй мировой войны и исключить СССР из числа стран-победительниц, то она не имеет морального права отрицать факты собственной истории.

Две таблички «В память о замученных. Здесь в 1930–50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма» и «Памяти поляков из лагеря Осташков, убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира», установленные в 1991 году, были демонтированы в Твери 7 мая.

На демонтаже табличек настаивала прокуратура, поскольку посчитала, что первая табличка должна висеть на соседнем здании, а второй вообще не должно быть, потому что надзорное ведомство не нашло доказательств, что пленных поляков (захваченных во время Польской кампании РККА в 1939 году) расстреляли именно в этом здании.

После демонтажа табличек «Международный Мемориал» обратился к Управлению ФСБ по Тверской области с запросом информации о расстрелянных органами НКВД в 1937–1938 годах в рамках «кулацкой операции» 4873 людях и месте их казни.


Ранее с осуждением демонтажа мемориальных табличек с открытым письмом выступило Вольное историческое общество. Авторы обращения предположили, что «прокуратура некритически поддалась натиску тверских коммунистов», которые последовательно ведут кампанию против сохранения памяти о жертвах советского террора.