Координатор фестиваля «Том Сойер Фест» в Пензе Михаил Кириков и местный правозащитник Юрий Вобликов потребовали от мэрии Пензы остановить снос исторического здания на ул. Лермонтова, 22. На оставшейся части уничтоженного фасада они развесили плакаты и обустроили полку для обмена книгами, сообщил 16 апреля побывавший на месте корреспондент «7х7».

На одном из плакатов активисты процитировали Владимира Путина и написали: «Мы не позволим стереть память об историческом прошлом». Другой плакат гласил: «Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто старое забудет — тому оба». На третьем была цитата поэта Дениса Давыдова: «Пенза – моя вдохновительница». Внизу под плакатами Юрий Вобликов оставил свои контакты и напомнил, что их срыв и порча преследуются по КоАП РФ.

 

По словам правозащитника, пикет во время самоизоляции абсолютно законен и не нарушает никаких правил.

— У нас нет пропускной системы, — пояснил Вобликов корреспонденту «7х7». — Да, привлекают к ответственности нарушивших карантин в своем подъезде, где есть «зараженцы» [заразившиеся коронавирусом]. Это правильно. Но остальных-то не имеют права [привлекать], оснований нет. Только крайняя нужда на грани закона выводит человека [из дома]! А снос дома — крайняя нужда. Пользуясь отсутствием людей — тем, что мы все «домосидельцы», — творят это тайное беззаконие [сносят здание] под прикрытием мероприятий по карантину.

О том, что здание начали сносить, активистам в начале марта сообщили местные вахтеры. Тогда его разобрали почти полностью – остался только фасад. 11 марта градозащитники провели первый пикет за его сохранение. Через месяц от фасада осталась только четвертая часть с двумя окнами.

Юрий Вобликов и Михаил Кириков

— Раньше это здание не привлекало внимание, потому что оно вписывалось в архитектурный облик старой части Пензы и этой улицы в частности, — сказал «7х7» Михаил Кириков. — На этой улице [улица Лермонтова примыкает к центральной Соборной площади] что ни дом, то объект культурного наследия. А теперь на его месте – дыра, которая ой как привлекает внимание. 

— Как будто вырванный зуб, — сравнил Юрий Вобликов. 

Градозащитники называют действия властей «архитектурным вандализмом» и «средневековым варварством». Груды развалин и бревна рабочие свалили в кучу вперемешку с уникальными наличниками XVIII–XIX веков.

Здание на пересечении ул. Красная и Лермонтова не имело статуса объекта культурного наследия (ОКН). Вместе с тем власти обещали приостановить снос ценных архитектурных объектов без статуса ОКН до того момента, пока не будут приняты новые границы исторического центра города. Замглавы города в телефонном разговоре 3 апреля обещал активистам показать список зданий, которые уберегут от сноса до определения их статуса. Пока активисты так и не видели этот список. 

Сохранность здания на ул. Красной, 48/Лермонтова, 22 замглавы Пензы в разговоре не гарантировал. Он обещал сделать выписки из Росреестра и уточнить, кому принадлежит дом. По его словам, рассматривается возможность восстановления дома инвестором. 

Редакция «7х7» направила 16 апреля запрос в администрацию Пензы с просьбой пояснить, на каком основании снесли историческое здание. 


Одноэтажное здание с полуподвалом кирпичной кладки и уникальной деревянной резьбой до 1917 года входило в усадебный комплекс купца Алексея Кузнецова. Позже в этом комплексе размещалась Пензенская макаронная фабрика. 

Власти Пензенской области охраняют чуть более десятка исторических домов — памятников деревянного зодчества, которые входят в список объектов культурного наследия. По подсчетам активистов, в городе есть десятки зданий, которые не имеют этого звания, но исторически ценны и нуждаются в восстановлении. Это старинная архитектурная среда и дома на улицах Гоголя, Старочеркасская, Революционная, Ключевского. 

В феврале-марте активисты провели серию пикетов за их сохранение. Пять домов уже безвозвратно разрушены

До конца 2020 года мэрия Пензы намеревалась снести 17 зданий по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В ответе на запрос «7х7» от 7 апреля мэрия признала, что они «могут представлять культурную ценность для муниципалитета». Сейчас их снос временно приостановлен – чиновники прорабатывают механизм сохранения зданий без бюджета.