В карельском арбитражном суде 18 февраля завершилось рассмотрение дела по иску компании «Экофон» к интернет-изданию «Черника», причиной которого стала публикация, написанная на основе журналистского расследования Алексея Владимирова (творческий псевдоним Алексей Алексеев), сообщил из зала суда корреспондент "7х7". Суд оправдал интернет-издание. 

В своей статье журналист расследовал деятельность компаний, занимающихся вывозом и обезвреживанием опасных медицинских отходов класса «Б». Упомянутая в расследовании компания «Экофон» после публикации расследования подала иск о причинении им репутационного вреда и потребовала от Алексея Владимирова удалить с интернет-ресурса сведения, которые, по мнению организации, порочат ее деловую репутацию, разместить опровержение и выплатить организации компенсацию морального вреда в размере 1 млн рублей.

Дело рассматривала судья Светлана Абакумова, сторону истца представлял бывший мировой судья Роман Мельников и предприниматель Олег Овечкин, экс-руководитель компании «КарелДезСервис». Сторону ответчика представляли руководитель юридической службы по защите прав журналистов и блогеров, юрист Елена Пальцева и автор спорной статьи Алексей Владимиров.

Олег Овечкин

20 июня 2019 года на интернет-ресурсе «Черника» было опубликовано журналистское расследование, в ходе которого вскрылся факт вывоза опасных медотходов на свалку в Орзеге [населенный пункт в Прионежском районе республики Карелия]. В тексте расследования упоминается компания «Экофон» и присутствовавший на заседаниях Олег Овечкин.

Сторона ответчика предоставила доказательства правдивости статьи, фото и видеоматериалы, показания свидетелей. Сторона истца настаивала на том, что вывоза необезвреженных отходов не было, а статья нанесла компании непоправимый репутационный ущерб.

Роман Мельников

Олег Овечкин на заседания был заявлен как специалист на основании предъявленного им удостоверения о повышении квалификации, которое может быть получено только на основании документа об образовании. Но на втором заседании сторона ответчика ходатайствовала о возбуждении уголовного дела в отношении Олега Овечкина за подделку документа об образовании, приобщив к делу ответ из медицинского колледжа, в котором говорится, что диплом Олегу Овечкину не выдавался и он не обучался в этом колледже в 2008 году.

На все вопросы о предоставлении оригинала диплома Олег Овечкин отвечал невнятно, но после нескольких повторных вопросов истец заявил, что информацию о его дипломе можно запросить в компании «КарелДезСервис».

Елена Пальцева

Суд обязал ответчика сделать запрос о предоставлении диплома Олега Овечкина лично. 20 января Алексей Алексеев попытался запросить диплом в офисе компании, но ему в этом не только отказали, но и написали на него жалобу в полицию, считая, что он совершил мелкое хулиганство, проникнув в офис и снимая на видео кабинет офис-менеджера.

Рассмотрев обстоятельства, судья Светлана Абакумова отстранила от участия в деле Олега Овечкина. На последнем заседании суда Овечкин присутствовал уже не как специалист, а как слушатель. Ходатайство о возбуждении уголовного дела отклонила.

После объявления решения суда представитель истца заявил, что будет обжаловать решение в вышестоящей инстанции.

Алексей Владимиров заявил, что это не последнее расследование, посвященное деятельности предпринимателя Овечкина.


В 2019 году ООО «Экофон» подало иск на сетевое издание «Черника» и на его директора и журналиста Алексея Алексеева (творческий псевдоним Алексей Владимиров) о защите деловой репутации в связи с вышедшим на интернет-ресурсе расследованием об утилизации медицинских отходов. В публикации рассказывается, как с улицы Онежской флотилии, д. 26, где располагается ООО «Экофон», вывозятся необеззараженные медотходы на свалку ПМУП «Автоспецтранс» в местечке Орзега. Журналисты «Черники» и общественники проследили путь движения автомобиля с опасными медицинскими отходами класса «Б».

Олег Овечкин уже был фигурантом уголовного дела, связанного с неправильной утилизацией опасных отходов. В 2019 году его обвинили в преступлениях по статьям УК РФ 159 ("Мошенничество") и 247 ("Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов").