Жительнице Воронежа Диане Барсовой в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) присудили компенсацию вреда в виде 7,5 тыс. евро за то, что ее заявление о побоях мужа мировой суд не успел рассмотреть за два года. При этом российские власти признали ее права нарушенными. Об этом 22 октября на своей странице в Facebook написал воронежский правозащитник Илья Сиволдаев. 

Разбирательства в судах начались для Дианы Барсовой в 2006 году: тогда она впервые написала в милицию заявление о побоях в семье на их же коллегу — подполковника МВД. За это тот ее снова избил, а приехавшие милиционеры сначала забрали обидчика в отдел, но привезли обратно после опроса. А сама женщина попала в больницу с сотрясением мозга, в поликлинике не могли скрывать у себя криминальную травму и тоже сообщили о ней в правоохранительные органы. Барсова подала на мужа иск в мировой суд, но тот тянул с рассмотрением два года: то судья заболевала, то ответчик уезжал в командировку. В 2008 году суд закрыл дело о побоях из-за истечения срока давности, а вышестоящие инстанции хоть и признали право женщины на расследование нарушенным, но решение мирового суда признали законным. В 2010 году она обратилась в ЕСПЧ.

Юрист воронежского Дома прав человека Илья Сиволдаев помог ей с жалобой. По его мнению, мировой суд занимался волокитой:

— Волокита была, но не было, что называется, воли рассмотреть дело по существу, тянули специально, чтоб прекратить производство за истечением срока давности. Надеюсь, что данное решение позволит показать пример неэффективности борьбы с домашним насилием, особенно тогда, когда муж-насильник — это подполковник милиции.

Юристы заметили, что это решение ЕСПЧ — второе по счету для России, когда европейские судьи указывают российским властям на отсутствие специального закона о профилактике домашнего насилия. С точки зрения российских законов для правоохранительных органов нет различий между избиением незнакомых людей на улице и насилием в семье. На эти недостатки обратили внимание судьи в Страсбурге, когда выносили вердикт:

«Существующие положения Уголовного кодекса не только оставляют многие формы бытового насилия вне сферы уголовно-правовой защиты, но и требуют, чтобы травмы определенной степени тяжести квалифицировались как публично преследуемое преступление. Суд вновь заявляет, что обязательство государства в делах, связанных с актами насилия в семье, обычно требуют от властей принятия позитивных мер в сфере уголовно-правовой защиты. Такие меры будут включать криминализацию актов насилия в семье путем введения эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций. Привлечение к ответственности виновных в насилии нужны, чтобы такие деяния не оставались без внимания компетентных органов и для обеспечения от них эффективной защиты» — написано в решении ЕСПЧ. 


В июле 2019 года ЕСПЧ присудил 20 тыс. евро компенсации морального вреда и 5 тыс. евро компенсации судебных расходов бывшей жительнице Ульяновска Валерии Володиной. Из-за нападок бывшего сожителя ей пришлось сменить имя и уехать из России, в то время как полицейские не смогли ей помочь, даже возбуждение уголовного дела о вмешательстве в частную жизнь не принесло результатов.

Законопроект о профилактике семейного насилия продвигала в Госдуме политолог Екатерина Шульман до того, как ее исключили из президентского Совета по правам человека.