На судебном заседании Нижегородского районного суда 12 июля по делу бывшего главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова продолжился допрос свидетеля стороны обвинения Валентины Ушаковой, работающей начальником отдела государственной поддержки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. На суде присутствовал корреспондент «7×7».

Отвечая на вопросы государственного обвинителя, Валентина Ушакова рассказала об обстоятельствах появления писем для птицефабрики «Акашевская» из Минсельхоза республики. Она сказала, что эти письма были крайне странные — в них отсутствовала какая-то конкретика: не было ни каких-то чисел, ни точного периода выплат, а сообщалась лишь общая информация, которую она сочла недостоверной. Например, выплаты субсидий по этим письмам опережали выплаты субсидий в реальности.

Свидетель предложила зачитать табличные данные, которые она принесла с работы. Судья поинтересовалась, откуда свидетельница их взяла. Она ответила, что эти данные ей подготовил специалист их отдела Сергей Бурасов. Это вызвало смех среди адвокатов подсудимых. Свидетель добавила, что их Министерство всячески сопротивлялось подготовке такого рода писем, но были вынуждены подчиниться.

Валентина Ушакова рассказала, что, когда она находилась в кабинете Ираиды Долгушевой, занимавшей тогда должность либо первого заместителя главы Минсельхоза, либо уже министра, той на стационарный телефон позвонил, как она поняла, глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов, который дал указания подготовить письма для птицефабрики «Акашевская». Сама Ираида Долгушева якобы говорила ей, что звонил Маркелов.

Сам Леонид Маркелов, как только услышал уверенные слова свидетельницы Ушаковой о звонке на стационарный телефон Ираиде Долгушевой в здание Минсельхоза, в эмоциональном порыве вскинул вверх сжатые в кулаки руки и зааплодировал.

Судья Марина Дякина сделала ему замечание, но Маркелов стал весело возражать судье, которая посчитала это пререканиями с судом и пригрозила ему удалением из зала.

Леонид Маркелов задавал вопросы свидетелю, касающиеся именно этого телефонного звонка, и Валентина Ушакова уверенно подтвердила свои показания, после чего Леонид Маркелов ей сообщил, что прямая телефонная связь в Минсельхозе республики появилась только в середине 2016 года, а не годом ранее, как это утверждал свидетель.

Какие-то вопросы подсудимого судья расценивала как давление на свидетеля и снимала их.

- Я уже вас боюсь. Вы меня запугали, - сказал подсудимый судье и получил еще одно замечание за пререкание.

Леонид Маркелов сообщил свидетелю, что в день, когда он якобы звонил Долгушевой, его вообще не было в республике и ни о каких письмах ему известно не было.

- Я в это время был в Сочи, на встрече с Путиным, и уж поверьте мне, в то время было не до каких-то там писем, о которых я вообще ничего не знал. Если меня не было в республике, откуда я узнал про письма?

- Я не знаю.

- Если не знаете, то почему утверждаете, что звонил я?

- Но звонок был.

- А мог кто-нибудь другой звонить?

- Долгушева сказала, что вы звонили.

- Вот видите, какие у них свидетели, - сказал Леонид Маркелов корреспонденту «7х7», когда его выводили из зала суда в обеденный перерыв. - Телефона у них не было, но звонок был.

После обеденного перерыва подсудимой Наталии Кожановой стало плохо. Врачи «Скорой помощи» сделали ей укол, но давление снизить не смогли. Фельдшер рекомендовал ей постельный режим. Судья, выслушав мнения сторон, перенесла судебное заседание на 16 июля.


По делу бывшего главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова судят трех подсудимых: его самого обвинили в получении взятки, злоупотреблении служебными полномочиями и незаконном хранении патронов, бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия республики Ираиду Долгушеву обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями, и директора «Телекомпании 12 регион» Наталию Кожанову - в посредничестве при передаче взятки Маркелову.

Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. На тот момент президент Путин уже освободил его от должности главы республики.

По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша, посредником была руководитель «Телекомпании Регион 12» Наталия Кожанова. Взятку, по версии следствия, экс-губернатор взял за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам. Эти деньги  — часть суммы от фиктивной покупки акций убыточного  акционерного общества «Тепличное», предположительно подконтрольного Маркелову. Наталия Кожанова находится в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.

Верховный суд России по ходатайству Генпрокуратуры решил, что рассматривать дело Маркелова необходимо за пределами Марий Эл. В республике судебному разбирательству мешали бы связи бывшего руководителя региона.

Прямые текстовые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова идут в «ВКонтакте» и в Telegram-канале «Мариленд».