Правозащитник и журналист 64-летний Сергей Мохнаткин написал из архангельской ИК-21 федеральному уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой открытое письмо с просьбой о помощи. Его 19 ноября опубликовал его гражданский защитник Андрей Креков.

В письме заключенный пожаловался на систематические издевательства и лишение лечения:

«Эти пытки являются не чем-то эпизодическим, что можно было бы принять за неумышленную халатность, а осознанной целью и задачей управления, системой не только уничтожения достоинства осужденного человека, но и прямым лишением осужденного здоровья и даже жизни. Я не только не стал исключением из этой фактически типичной практики, но и испытал на себе эти пытки УФСИН с особым пристрастием, что УФСИН доказало не один раз. Я даже не заявляю вам о тех побоях, которые получил от сотрудников ИК-21 за последние 15 месяцев с момента, что я был помещен в эту колонию, и неоднократном применении ко мне перечного газа в камере одиночке, не только о побоях и пытках, которые применяли ко мне сотрудники областной больницы, все действия, которые были прикрыты не только управлением, а также специализированными прокуратурами по надзору, но и де-факто организованы им, и прямым участием в таких противоправных деяниях медицинских работников».

В письме Мохнаткин назвал сотрудников исправительного учреждения, которых подозревает в давлении на медиков и нарушении его прав. По его словам, ему дважды ломали позвоночник (по информации Крекова, речь идет о компрессионном переломе), но из лекарств в больнице выписали только обезболивающие. Мохнаткину больно ходить на костылях.

У омбудсмена Москальковой заключенный попросил «принять эффективные меры».

19 ноября не состоялось заседание суда, на котором Креков хотел обжаловать установку административного надзора за своим подзащитным. В Москве гражданские активисты запланировали провести одиночные пикеты около здания Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) в поддержку Мохнаткина.


На одной из акций в 2009 году Сергея Мохнаткина задержали за «применение к представителю власти опасного для жизни насилия». Он вышел на свободу в 2012 году после помилования, которое объявил президент Дмитрий Медведев. В 2014 году Мохнаткина, тогда — активиста движения «Стратегия 31», осудили на 4,5 года за насилие над представителем власти — якобы он ударил полицейского на митинге.

В архангельских колониях Мохнаткина уже обвиняли в дезорганизации работы учреждения и оскорблении сотрудников в 2017 году. В 2018 году на него наложили административный надзор на 2,5 года после освобождения. По подсчетам Андрея Крекова, Мохнаткин должен освободиться 30 ноября 2018 года.

Мохнаткин несколько раз заявлял о пытках в колонии. Все его обвинения в пытках газом пресс-служба архангельского управления ФСИН отвергла, а применение к нему силы во время судебного заседания назвала обоснованным. Мохнаткин неоднократно объявлял голодовку, протестуя против условий содержания.

В середине ноября в отношении Мохнаткина возбудили второе уголовное дело о дезорганизации работы колонии.