В Великом Новгороде к памятнику жертвам радиационных катастроф 26 апреля пришли новгородские участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Они встретились со своими бывшим коллегами и вспомнили тех, кого уже нет в живых, сообщил корреспондент «7x7».

Ликвидатору Александру Прокофьеву 58 лет. Он инвалид II группы — это последствия командировки в Чернобыль спустя несколько дней после аварии.

— Меня вызвали в военкомат, а я в молодости увлекался велоспортом, потому и поехал в майке, трусах и на велосипеде. Думал, что попросят разнести повестки, а оказалось на военные сборы. 9 мая нас погрузили в машины, и мы поехали, а куда, зачем — никто не знал. Ведь об аварии нам тогда по телевизору и в газетах не рассказывали, только в пути нам объявили пункт назначения и причины. Мы приехали на голое поле в 30 км от Чернобыля, сформировали полк, поставили палатки, забор. Ездили на станцию для снятия грунта, который складывали в контейнеры, заваривали и отправляли в могильники, занимались обмывкой домов со специальным порошком, строили саркофаг на станции. Так прошло 2,5 месяца, — рассказал корреспонденту «7х7» Александр Прокофьев.

Ликвидатор признался, что выезжая с атомной электростанции, почувствовал дикую головную боль. Врач-радиатор тогда сказал 26-летнему парню, что он получил высокую дозу радиации.

 

Александр Прокофьев

 

— Последствия командировки дали о себе знать через 10 лет. Я попал в больницу и год там провел. Весил до этого 90 кг, а вышел — 54, чуть не похоронили. Как относится к нам государство? Порой до свинства доходит! Приходишь в военкомат порешать вопросы, а в ответ слышишь: ну мы же вас туда не посылали! Попробуй скажи такое ветерану Великой Отечественной войны, прошедшему фронт! А кто бы туда поехал, кроме нас? Есть, конечно, санаторно-курортное лечение, возможность в госпитале лежать, лекарства получать, хотя бывают с ними перебои, но все равно уже здоровье не вернешь, — сказал Александр Прокофьев.

 

 

На ликвидацию аварии на ЧАЭС из Новгородской области отправили 1256 человек. В живых осталось около 900.

— Умерло на самом деле около 500 человек, —  сказал корреспонденту «7х7» председатель новгородской общественной организации «Союз Чернобыль» Алексей Афанасьев. — Но это с учетом приезжих на постоянное место жительства с Украины и ликвидаторов из других регионов. Первые отправки новгородцев на ликвидацию состоялись 8, 9 и 10 мая. Кто-то был два месяца там, кто-то полгода, а специалистов-химиков призывали дважды. Я сам там был три с половиной месяца. Полк стоял в Чернобыле и базировался в местной школе-интернате. Что касается помощи от государства, то оно, еще будучи Советским Союзом, признало свою вину. Из социальных законов чернобыльский самый сложный и менялся за эти годы несколько десятков раз. У нас есть проблемы в сфере здравоохранения, потому что когда приняли закон о монетизации льгот, многие им воспользовались, отказавшись от лечения, но и самостоятельно оздоравливаться не могут. Хотя и те, кто оставил социальный пакет чувствуют перебои с получением лекарств, а такого быть не должно.


Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, которая была самой мощной в СССР, произошла 26 апреля 1986 года. В работах по ликвидации последствий катастрофы участвовало более 600 тысяч человек. В первые три месяца погиб 31 человек. 15 декабря 2000 года Чернобыльскую АЭС окончательно закрыли.

9 января 2007 года в Великом Новгороде учредили Новгородскую областную общественную организацию инвалидов Союз Чернобыль. 

С 16 марта 2018 года открыли туры по Чернобыльской АЭС. На официальном сайте станции сообщается, что туристы смогут посетить знаменитый «золотой коридор», увидеть щит управления реактором, подойти к четвертому энергоблоку, посетить смотровую площадку и даже пообедать с персоналом станции.