Межрегиональное общественное движение коми народа «Коми войтыр» присоединилось к сторонникам переноса строительства шламонакопителя в Ижемском районе. Письмо главе Коми Сергею Гапликову 25 апреля подписал руководитель движения Алексей Габов. В документе подчеркивается, что ижемцы согласны со строительством объекта, который возводит компания «Лукйол-Коми», и требуют только переноса его дальше от населенных пунктов.

 

 

Обращение от жителей Ижемского района пришло руководителю «Коми войтыр» несколько дней назад. Под ним более трехсот подписей, которые тоже будут переданы главе Коми.

— Я сделал то, что люди попросили, — прокомментировал свое решение Алексей Габов. — Я неоднократно встречался с представителями и «Лукойла-Коми», и [межрегионального общественного движения коми-ижемцев] «Изьватас», поэтому тема мне известна. Обсуждение идет уже давно, и местные жители понимают, что Республике Коми нужен такой нефтеперерабатывающий приемник. Представителями «Лукойла» было рассказано, насколько это безопасно, там используются ноу-хау. Но надо разобраться, надо, чтобы местные представители вошли в общественную группу [сформированную правительством республики и администрацией Ижемского района для обсуждения вопроса о переносе строительства шламонакопителя], чтобы понять, насколько это безопасно. 

Алексей Габов напомнил, что переработка отходов нефтедобычи будет способствовать улучшению экологической обстановки в районе, но подчеркнул, что ему понятны переживания ижемцев. К предложению, высказанному в паблике «Охрана природы» во «ВКонтакте» о том, что в рабочую группу по шламонакопителю должны войти и представители Комитета спасения Печоры, он отнесся скептически.

— В группу должны войти в первую очередь люди, которые разбираются в этом, а не так, чтобы я всю жизнь проработал, скажем, на тракторе, и мне какие-то математические [задачи] тяжело будет [решать], профессиональные должны быть навыки, — заметил руководитель «Коми войтыр». — Любой представитель общественной организации… через год, два, пять они меняются, а местные жители как жили у себя в деревне, так и остаются. Они и должны включаться в процесс. «Лукойл» проводил общественные слушания [по строительству шламонакопителя в октябре 2015 года], и есть результат, но почему тогда народ не отреагировал, непонятно. Сейчас нужно выбрать актив среди местных жителей, и это должны быть люди, которые имеют авторитет в селе, которые реально могли бы разобраться. 


Отсыпка площадки под шламонакопитель началась в январе 2017 года в двух километрах от поселка Щельяюр. В непосредственной близости от места строительства находятся также село Краснобор, деревни Диюр, Вертеп, Ырген-Шар. В перечисленных населенных пунктах живет около шести тысяч человек. 

Строительство полигона вызвало протест у местных жителей, они в феврале провели собрания, где высказались против шламонакопителя рядом с населенными пунктами. Нарекания вызвало то, что об общественных слушаниях по поводу обустройства объекта почти никто не знал. 

В начале марта в Щельяюре состоялось собрание, в котором приняли участие представители правительства республики и компании «Лукойл-Коми». Местные жители задали представителю компании вопрос: «Почему мы [ижемцы] должны своим здоровьем платить за яхты и золотые унитазы для вашего руководства?».

2 апреля в Щельяюре прошел митинг против строительства объекта. Через две неделе такую же акцию провели жители деревни Диюр. 10 апреля за решение о переносе шламонакопителя проголосовали депутаты Ижемского района.

20 апреля вопрос о переносе шламонакопителя обсудили руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин и генеральный директор компании «Лукойл-Коми» Александр Лейфрид. Решено было создать рабочую группу, куда войдут представители администраций района, поселка Щельяюр и села Краснобор, министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта, межрегионального общественного движения «Изьватас» и компании «Лукойл-Коми».