Сыктывкарский городской суд признал Марину Седову виновной в нарушении правил проведения пикетирования и назначил ей штраф в 5 тыс. руб., заседание по аналогичному нарушению в отношении второй пикетчицы Дарьи Чернышёвой отложено из-за неявки свидетеля-полицейского, — сообщил 1 марта корреспондент «7x7» из зала суда.

На заседании 1 марта суд допросил одного из полицейских, который задерживал Седову возле здания администрации главы Коми. Сотрудник патрульно-постовой службы Станислав Морарь рассказал, что в декабре 2016 года поступил вызов, что возле здания администрации губернатора стояла гражданка с плакатом и «тем самым нарушала общественный порядок», после этого, прибыв на место, наряд полиции обнаружил «действительно гражданку с плакатом».

На вопрос защитника Седовой, почему полицейские не составили протокол на месте, свидетель ответил, что протоколы составляют в дежурной части.

— А у вас нет полномочий составлять протоколы на месте? — спросил Мезак.

— Было указание доставить в дежурную часть, — ответил Морарь.

— Но у вас есть такие полномочия [составлять протокол на месте]? — переспросил защитник пикетчицы.

— Есть, — признался полицейский.

Полицейский также рассказал, что они пресекли нарушение общественного порядка — одиночное пикетирование.

— Что в вашем представлении нарушение общественного порядка? — поинтересовался Мезак.

— Постановлением Республики Коми, не помню его номер, определены границы на Стефановской площади, где запрещены любые выражения общественного волеизъявления, — пояснил полицейский.

— Я вам хочу открыть страшную тайну, что нарушение постановления главы администрации Сыктывкара не является нарушением общественного порядка. То есть, по вашей версии, все нарушение общественного порядка свелось к тому, что госпожа Седова по каким-то причинам проигнорировала постановление главы администрации, — рассказал сотруднику полиции защитник пикетчицы.

Полицейский не смог вспомнить, за какое именно нарушение устанавливает ответственность часть 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях [«Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»], которую он сам указывал в рапорте.

Судья уточнил у свидетеля, где конкретно стояла Седова и нарушала ли она, по его мнению, общественный порядок, кроме того, что стояла с плакатом. Полицейский ответил отрицательно.

После этого Мезак попросил судью прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения, а Европейский суд по правам человека не считает одиночный пикет нарушением общественного порядка. По мнению Мезака, прекращение такого пикета и административное наказание являются нарушением Европейской конвенции по правам человека.

— Все нарушение сводится к тому, что Седова нарушила постановление нашего коррумпированного мэра, принятого по заданию столь же коррумпированной верхушки Республики Коми, которая сидит теперь в СИЗО «Лефортово» и «Матросская тишина». Сама статья года три назад признана неконституционной, парламент ее не исправил, — сказал Мезак.

Он указал суду, что Седову обвиняют как участника массового мероприятия, и она не обязана была выяснять, запрещены ли в конкретном месте массовые мероприятия или нет, а если суд все-таки примет решение наказать пикетчицу, то назначить ей наказание в виде работ, а не денежного штрафа, так как доход Седовой не позволит ей его заплатить. Мезак попросил суд отразить в постановлении, что сотрудники полиции незаконно задержали и доставили в дежурную часть пикетчицу, так как у них были полномочия составить протокол на месте.

В итоге суд признал Седову виновной и назначил ей штраф в размере 5 тыс. руб., сыктывкарской полиции придется вернуть ей плакат, с которым ее задержали.

На первом заседании по делу 31 января на вопрос судьи, действительно ли Седова и Чернышёва находились на площади с плакатами «Свободу Ильдару Дадину», обе ответили утвердительно, а на вопрос, согласовывали ли они пикеты, — что их не требуется согласовывать и не признают вины.

Защитник активисток, юрист Эрнест Мезак сообщил суду, что в протоколе, который составили полицейские, не указано, что девушек обвиняют по статье, устанавливающей ответственность за нарушение порядка публичных мероприятий и обязанности организатора публичного мероприятия.

— Вопрос согласования мест проведения массового мероприятия — это компетенция организаторов, которые несут ответственность, на участников обязанность выяснять, можно ли проводить массовые мероприятия или нет, не возлагается, — пояснял суду Мезак.

По его словам, ограничения на проведение массовых мероприятий на Стефановской площади направлены на обеспечение деятельности Конституционного суда Коми, он находится в здании республиканского Госсовета, у которого есть земельный участок для его обслуживания. Пикеты, по его словам, проходили за его пределами.

— От места, где стояла Седова, до кабинета господина Кретова [председатель Конституционного суда Коми Владимир Кретов] — метров 120 по прямой. С этого расстояния он даже не разглядел бы ее, не то чтобы она смогла помешать деятельности суда, которая не шибко заметна, — за прошлый год суд провел шесть судебных заседаний и вынес пять судебных актов. Никакой общественной опасности в действиях не было, — говорил Мезак.

Заседание по административному делу в отношении Чернышёвой суд рассмотрит 7 марта. 


Гражданские активисты 7 декабря 2016 года вышли с одиночными пикетами на Стефановскую площадь, к зданию администрации главы Коми, требуя освобождения осужденного за нарушение правил проведения массовых мероприятий Ильдара Дадина. Обеих девушек поочередно полиция задержала и доставила в участок.

Верховный суд России 22 февраля постановил отменить приговор активисту Ильдару Дадину, осужденному по статье за повторное нарушение правил проведения митингов. 26 февраля Дадин освободился из колонии города Рубцовска в Алтайском крае.