Международная правозащитная организация Amnesty international 18 ноября выпустила доклад к очередной годовщине принятия закона о некоммерческих организациях-«иностранных агентах» — «„Агенты народа“: четыре года действия закона „об иностранных агентах“ — последствия для общества». Эксперты проанализировали, как сокращалось финансирование некоммерческих организаций (НКО), какой вред их репутации был нанесен и чему подвергались их сотрудники.

— Закон об «иностранных агентах» был разработан, чтобы сковать, заклеймить и в конечном итоге заставить замолчать критические НКО. Под его действие подпал широкий круг НКО, его применение связано со значительными издержками для качества общественной дискуссии в России и с нарушениями индивидуальных прав. Конечным проигравшим являются не столько НКО, сколько российское общество в целом, — заявил глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин.

Мурманская общественная организация «Беллона-Мурманск», закрывшаяся в 2015 году, попала в доклад правозащитников как пример НКО, занимающейся экологической повесткой — вопросами ядерной безопасности, защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и разработки альтернативных источников энергии. «Беллону» не защитил пункт закона об «иностранных агентах», где указывается, что «деятельность в области защиты растительного и животного мира» не должна рассматриваться как «политическая».

Помимо этого, «Беллона» «утянула» за собой в список «агентов» нижегородский «Дронт»: 500 рублей от «Беллоны» за подписку на нижегородскую газету стали одним из оснований для Минюста внести организацию в свой «черный список».

Воронежский Центр защиты прав СМИ попал в список «иностранных агентов» из-за интервью директора центра Галины Араповой. Давала она его как частное лицо, эксперт по российскому законодательству, в этом интервью она критиковала российское законодательство в области СМИ. Чиновники министерства юстиции расценили то интервью как «политическую деятельность» всего Центра защиты прав СМИ. В настоящее время над организацией висит штраф в размере 300 тысяч рублей за то, что та не зарегистрировалась как «агент» добровольно.

За последние четыре года 148 общественных организаций были включены в список «иностранных агентов», из них 27 были вынуждены закрыться, 19 НКО удалось доказать в суде, что они отказались от иностранного финансирования и их можно исключить из реестра «иностранных агентов». Однако даже если организацию исключают из этого списка, ее название фигурирует в нем с пометкой, что она «прекратила выполнять функции „иностранного агента“».