Городской суд Йошкар-Олы признал законным отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению Вусала Аскерова, обвинившего полицейских в применении незаконного насилия.

Судья йошкар-олинского городского суда Эдуард Кадулин согласился с позицией Следственного комитета. Следствие сочло, что пострадавший от действий сотрудников полиции йошкаролинец Аскеров мог сам себе сломать нос. Об этом 1 октября сообщили в представительстве Комитета по предотвращению пыток в Марий Эл.

Юрист комитета по предотвращению пыток Дмитрий Яликов обратил внимание на то, что следствие так и не установило причину, по которой был сломан нос задержанного полицейскими йошкаролинца.

«Аскеров мог получить телесные повреждения сам ввиду своего неконтролируемого, агрессивного поведения, вызванного употреблением алкоголя», — указывает в своем постановлении судья Кадулин, ссылаясь на материалы проверок Следственного комитета и МВД. Однако до сих пор следственные органы так и не установили, когда и как именно Аскеров якобы сам сломал себе нос. Безусловно, такую проверку с подобными неочевидными выводами мы не можем признать полной, а вынесенное решение законным, поэтому мы будем обжаловать постановление судьи Кадулина в вышестоящей инстанции, — сообщил представляющий интересы Вусала Аскерова правозащитник.

В ночь с 19 на 20 февраля Вусал Аскеров с друзьями зашел в кафе, чтобы купить сигареты. Продавщица отказалась обслуживать вошедших без объяснения причин. Чтобы привлечь ее внимание, Аскеров разбил банку с рыбой, стоявшую на витрине. После этого продавец вызвала охранников частного предприятия. Они, прибыв в кафе, вызвали сотрудников полиции.

— Полицейские сразу начали вести себя крайне грубо. Никто не представился и не показал удостоверений. Один из них подошел ко мне и спросил: «Это ты здесь самый наглый?», после чего заломил мне руку и вывел из магазина, — рассказал Вусал Аскеров. После этого, по его словам, полицейский повалил его на землю, зафиксировал наручниками руки за спиной и нанес сильный удар ногой по лицу, от которого мужчина потерял сознание.

В городское отделение полиции, куда его доставили, была вызвана скорая помощь. Медики зафиксировали перелом носа у Аскерова. Врачи хотели забрать его в больницу из-за подозрения на закрытую черепно-мозговую травму, но полицейские запретили это делать. Проведенная во время доследственной проверки судмедэкспертиза установила, что у йошкаролинца был перелом костей носа.

Он вспоминает, что простоял несколько часов в отделении полиции со сломанным носом. Никто не объяснил ему, за что его избили.

— Через какое-то время мне удалось позвонить в прокуратуру и рассказать о сложившейся ситуации. Когда приехал сотрудник прокуратуры вместе с оперуполномоченным отдела собственной безопасности МВД, мне вручили протокол об административном правонарушении, выразившемся в неповиновении сотрудникам полиции, опросили по поводу случившегося и отпустили домой, — рассказал Вусал Аскеров.

20 февраля житель Йошкар-Олы обратился с сообщением о преступлении в следственный отдел по Йошкар-Оле и к правозащитникам Комитета по предотвращению пыток за юридической помощью.

За время проверки следователь Следственного комитета трижды выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Все отказы обжаловались юристами Комитета по предотвращению пыток и признавались незаконными. 

Четвертое «отказное» постановление, обжалованное представителями Аскерова в йошкар-олинском городском суде 14 октября, было признано обоснованным. Судья посчитал вывод следователя о том, что Аскеров сам себе сломал нос, — допустимым, а вынесенное решение об отказе в возбуждении уголовного дела — законным.