В районе ручья Малый Войвож в Ухтинском районе Коми, где в результате разгерметизации трех старых скважин 8 апреля нефть попала в реку Ухта, может находиться около 300 подобных скважин, — сообщил «7x7» и.о. министра природных ресурсов и окружающей среды республики Роман Полшведкин.

По словам Полшведкина, все эти скважины были пробурены в 1930-1950 годы, и сейчас они никому не принадлежат.

— Они остались от старых промыслов. Это советское наследие, ни на чьем балансе они сейчас не стоят. И такие объекты есть не только в Ухте, но и в других районах, — сообщил Роман Полшведкин. — Скважины в разном состоянии. Их инвентаризация была в разные годы, но необходимо провести дополнительные обследования и, конечно, законсервировать. Есть федеральная программа Минприроды России по ликвидации накопленного экологического ущерба. Республика с 2013 года подает заявки и предложения в эту программу. В 2016 году мы заявили свалки, породные отвалы и скважины, но пока программа до сих пор не принята, финансируются лишь отдельные мероприятия в регионах. Сложившаяся ситуация должна повлиять и на федеральный уровень, и на недропользователей.

 

Графика «Гринпис России»

 

Для ликвидации разлива под Ухтой из Усинска прибыли сотрудники специализированного профессионального аварийно-спасательного формирования «Природа», они доставили в Ухтинский район вездеход и оборудование для сбора нефти. Сейчас уже собрано более 30 кубометров нефтесодержащей жидкости. Для этого специалисты построили один гидрозатвор на реке Ярега. Сегодня, по словам главы минприроды Коми, они планировали оборудовать второй гидрозатвор. Уборку нефти вдоль берега реки Ухты затрудняет лед: остатки будут собраны, когда он сойдет.

— Превышение предельно допустимой концентрации [нефти в воде] зафиксировано в ручье [Малый Войвож], там основное загрязнение. И есть превышение в реке Ухте. Место ЧП локализовали, попадание нефтепродуктов в Ухту прекратилось. Но превышение ПДК пока есть, — сказал и.о. министра.

Специалисты ООО «Лукойл-Коми» участвуют в ликвидации последствий аварии, поскольку нефть попала в ручей Малый Войвож на землях, где работает компания. Как сообщили в пресс-службе «Лукойла», сотрудники установили пять боновых заграждений, соорудили две нефтеловушки и продолжают собирать нефть с поверхности воды и берегов. Всего в ликвидации ЧП участвуют 128 человек, 34 единицы техники.

— Прошу всех с пониманием отнестись: и общественность, и экологические организации, и СМИ. Ликвидаторы работают профессионально, — отметил Роман Полшведкин.

 

Фото Максима Полякова

 

Первыми о нефти в реке Ухта сообщили жители поселка Шудаяг: они рыбачили 10 апреля на реке Ухта. Они пробурили лунки во льду, и на поверхности появилась вязкая жидкость темного цвета, по консистенции напоминающая нефть. Фотографии случившегося опубликовали модераторы группы «Ухта против „радиоактивного новостроя“» во «ВКонтакте».

В акватории реки Ухта в связи с обнаружением нефти и нефтепродуктов в реке Яреге с 20:00 13 апреля 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации. Информация об этом появилась 14 апреля на сайте администрации Ухты. «Ухтаводоканал» перестал использовать водозабор на реке Ухта для обеспечения районов города питьевой водой. 12 апреля в пробах была превышена ПДК нефти. Предприятие полностью перешло на второй водозабор — из подземной скважины.