В возрасте 88 лет 22 декабря скончался российский бизнесмен, меценат, основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин. О его вкладе в развитие России сразу же появились десятки постов в интернете. Чем он запомнился знавшим его людям, как так получилось, что покровителю образования, культуры и науки России пришлось уехать из страны, и почему его называют бесстрашным и скромным человеком, которому в будущем будут ставить памятники, — в обзоре блогов «7x7».

 
Что нужно знать о Дмитрии Зимине

Дмитрий Зимин родился 28 апреля 1933 года в Москве в семье доцента Московского механико-машиностроительного института имени Н. Э. Баумана (сейчас — МГТУ им. Н. Э. Баумана) и машинистки. Его отца, потомка купеческого рода, в 1935 году репрессировали, он умер в лагере. В 1957 году Дмитрий Зимин окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов Московского авиационного института (МАИ) и несколько лет работал в лаборатории этого вуза. Затем перешел на работу в Радиотехнический институт Академии наук СССР. На новом месте работы Зимин занимался разработкой радиолокационных систем для противоракетной обороны Москвы. В 1984 году Зимин получил ученую степень доктора технических наук.

В 1992 году совместно с американским партнером он основал компанию «АООТ „Вымпел-Коммуникации“» (сейчас — ПАО «Вымпелком»). Спустя год организация начала предоставлять мобильную связь в Москве под брендом «Билайн». В 1996 году «Вымпелком» стал первой российской компанией, зарегистрированной на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Дмитрий Зимин занимал пост президента и гендиректора «Вымпелкома» до 2001 года, когда продал почти весь свой пакет акций и вышел из состава ее руководства.

На протяжении нескольких десятков лет он занимался благотворительной и меценатской деятельностью. В 1997 году Зимин инициировал создание фонда некоммерческих программ "Би-Лайн". В 2002 году его переименовали в фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия". Организация занималась поддержкой молодых ученых в области естественных и общественных наук.

Кроме средств Зимина и российских бизнесменов, «Династию» поддерживали финансами и зарубежные организации. В 2015 году Минюст включил фонд в реестр НКО-иноагентов, после чего Дмитрию Зимину пришлось его закрыть, а сам он уехал в Швейцарию. В 2018 году Зимин вместе с сыном Борисом зарегистрировал на Бермудах фонд Zimin Family Foundation, который начал финансировать научные проекты по всему миру.

В 2008 году Дмитрий Зимин создал литературную премию «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке. Он также основал проект «Библиотека „Династии“», в рамках которого на русский язык перевели и опубликовали более 100 важнейших научно-популярных работ, выходивших в разных странах.

В 2020 году фонд Дмитрия и Бориса Зиминых оплатил рейс самолета с реанимационным оборудованием, на котором транспортировали из России в Германию политика Алексея Навального после отравления.

«Доживем до времени, когда ему будут ставить памятники»

Сын Дмитрий Зимина Борис Зимин рассказал, что его отец «был большой жизнелюб и прожил большую жизнь»:

— Спасибо ему за все: за то, что создал, за то, что был. Это случилось сегодня — не на родине, в Швейцарии. Он ушел в полном сознании, умиротворенно, немного грустя о нас и о жизни, но все-таки с облегчением: последние месяцы он тяжело болел.

Многие отмечают, что Дмитрий Зимин заработал огромное состояние, но при этом не любил роскошь, предпочитая вкладывать деньги в науку и образование в России. Блогер Кирилл Шулика написал:

— Пример человека, который вел бизнес, был богатым, но не вызывал чувства омерзения, как некоторые. Какой ужасный год все-таки.

Главный редактор фактчекингового проекта «Проверено» Илья Бер опубликовал свою фотографию с Зиминым, которую он сделал на митинге.

— Он был уникальным и сделал для России, для ее науки и культуры, больше, чем, возможно, любой другой из ныне живущих людей. И это не преувеличение.

Мы доживем до времени, когда ему будут ставить памятники. Мне повезло. У меня есть фотография с ним, сделанная на митинге. Он просто шел среди людей — скромно, ничем не выделяясь. Его никто не узнавал.

Внештатный корреспондент «7x7» Евгений Малышев вспомнил, как Зимин помог газете в Пензе. По его словам, предприниматель выделил больше 1 млн руб. на грант газете «Улица Московская», что позволило изданию жить несколько лет.

— За этот грант, кстати, нас потом признали иноагентом. И только потом, во время подготовки к судам по оспариванию этого почетного звания, я в полной мере осознал масштаб личности Зимина. Человек, который направлял свои капиталы на развитие науки, независимой журналистики, на другие хорошие дела. Не на яхты, не на самолеты. А деньги хранил на Западе, потому что в России их бы отжали, как сделали это с его «Билайном». Спасибо ему за то, что он был.

Журналист Сергей Пархоменко отозвался о Дмитрии Зимине так:

— Величайший филантроп России. Человек необыкновенного, уникального благородства и доброты. Совершенно бесстрашный.

«Человек, веривший в возможность существования иной России»

Блогер Кристина Потупчик назвала смерть Дмитрия Зимина «выразительным финалом Года науки и технологий России».

— Дмитрий Борисович Зимин был великим гражданином и патриотом. Его будет очень не хватать. Его будут помнить. Он понимал, что для будущего страны нет ничего важнее образования, просвещения, ценностей. Нам бы всем тоже не забывать, — написал экс-руководитель штабов Навального* Леонид Волков.

Профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин отметил, что Зимин сделал «больше всех для того, чтобы русская наука не просто процветала, а чтобы всем россиянам было понятно, что и зачем делают ученые». Сонин уверен, что никто и никогда в истории России не думал так структурно об образовании и просветительстве, как Зимин.

— Он был не просто выскочкой, выигравшим в лотерею в 1990-е, - он как раз был первым супербогатым, чье богатство не имело отношения к приватизации.

Он не просто хотел помочь просвещению — он знал, как это делать, он делал это лучше всех. ...> Как и у каждого великого человека, в истории Зимина есть и дни поражений. Весь смысл фонда «Династия» состоял в том, чтобы поддержка науки происходила не по воле одного человека, а системно, структурно. Когда идиотские законы сделали этот проект невозможным — по мне, это сравнимо в русской истории с убийством Кондратьева, Вавилова, травлей Егорова, — он закрыл его. И остался сам все тем же умным, позитивным человеком, — написал Сонин.

Дмитрий Зимин. Фото David Krikheli. Источник: commons.wikimedia.org

Лев Шлосберг считает, что такие люди, как Зимин, «движут историей человечества».

— Он двигал жизнь, и о его жизни напишут хорошие книги. Когда Россия станет цивилизованной страной, то уважающее себя правительство принесет родным Дмитрия Зимина официальные извинения за непотребное поведение опаскудившегося российского государства.

В Москве при нормальной власти Дмитрию Зимину поставят простой человеческий памятник: пожилой человек в очках с тихой улыбкой смотрит на потомков из будущего, которое он приближал всеми своими силами, но до которого не дожил.

Автор Telegram-канала Events and texts экономический обозреватель Борис Грозовский написал про Зимина, что «если бы не он, не было бы ни "Билайна", ни десятков научно-популярных книг на русском».

Политолог Александр Кынев назвал смерть Зимина «невосполнимой и во многом роковой утратой».

— Мало кто за эти годы сделал столько, как он, для сохранения в России очагов гражданского общества и гражданского достоинства. Это был колосс, без которого мы бы за эти годы потеряли много, много больше. Человек, который многих спасал и защищал. При этом скромный, интеллигентный, никогда ни на кого не давивший, но одновременно бесстрашный и веривший в возможность существования иной России, России достоинства и прав человека.

«Другое время — то, которого он ждал, — обязательно наступит»

Журналистка Арина Бородина написала, что Зимин помогал России даже тогда, когда страна его от себя оттолкнула. По ее мнению, он «огромного масштаба человек» и «настоящий меценат».

— Эта новая эпоха давила на него, и государство выдавливало деятельность Зимина из России. А он все равно многим помогал.

Издавал книги, учебники, выдавал гранты на фильмы и большие проекты. Для думающих и мыслящих. Помогал независимой прессе, журналистам. В нынешних реалиях власти могли бы записать Дмитрия Зимина в иноагенты. По сути, его фонд «Династия» стал первой ласточкой вот таких разгромов. Но Дмитрий Борисович Зимин — великий Гражданин и великий Просветитель. Спасибо ему за все!

По мнению политолога Кирилла Рогова, советский инженер Дмитрий Зимин был «историческим человеком», который решил, что большая часть заработанных им денег будет потрачена на поддержку того общества, которое его воспитало и которое он любил, и это стало делом жизни:

— На юбилее Зимина (кажется, 85-летии) была выставка «Меценаты России». Там были фотографии меценатов и краткое описание, что они сделали. И я вдруг понял, как себя понимает Дмитрий Борисович: он ощущает себя частью вот этой большой традиции Хорошей Страны. И это и есть главный и настоящий патриотизм — видеть эту Хорошую Страну, частью которой ты являешься, — написал Рогов.

Главный редактор издания «Агентство» Роман Баданин** полагает, что для России Зимин сделал больше, чем те, кого обычно показывают по телевизору:

— Умер очень важный для нынешней России человек. Точно более важный, чем 100% персонажей, показываемых по российскому ТВ.

Политолог Екатерина Шульман написала, что, узнав о смерти Зимина, испытала чувство «как будто дедушка умер».

— Человечество часто его разочаровывало (это оно умеет), но в прогресс он верил крепко. Но какая судьба! Быть причастным ко всему лучшему, что происходило в России последние 40 лет, от мобильной связи до просвещения, быть соавтором и нашего коммуникационного взрыва, и нашего интеллектуального ренессанса.

По мнению журналиста Майкла Наки, «если и был в России 21-го века пример бизнесмена, на которого можно равняться, то это Дмитрий Зимин». С ним солидарен политик Дмитрий Гудков:

— Зимин — это образец российского предпринимателя. Сделавший «Билайн» с нуля, сам, выбитый государством из страны, продолживший поддерживать российскую науку даже несмотря на то, что его фонд «Династия» объявили иностранным агентом (он получал деньги с зарубежного счета Дмитрия Борисовича). Я помню митинг в Москве против того позорного решения — но он, конечно, не помог. Все эти годы было ощущение, что мы боремся против лавины, — и Зимин делал все, что мог: спасал науку и культуру, поддерживал ученых, зная, что однажды России понадобятся не только люди со списанными диссертациями.

Другое время — то, которого он ждал, — обязательно наступит. И тогда Россия вспомнит одного из своих лучших сыновей — Дмитрия Зимина.