В Рязанской области оказалась под угрозой закрытия фабрика скопинской керамики. Более полувека она была одним из градообразующих предприятий. Скопин называли городом гончаров и столицей гончарного промысла. Осенью 2021 года стало известно, что руководство предприятия задолжало сотрудникам десятки тысяч рублей, поставщикам газа и электроэнергии — сотни тысяч. Они обратились в суд, но у предприятия нет средств, чтобы погасить долги. Фабрика осталась без воды и света, а значит, не может продолжать работу. Почему известное на всю страну предприятие оказалось на грани банкротства, стоит ли его сохранять и возможно ли это — в материале «7х7».

«Художники давно били в набат»

«Закрылась фабрика скопинской керамики. Наша слава, гордость и национальное достояние, — появилось 13 ноября сообщение в группе „Скопин. ИНФО“ в соцсети „ВКонтакте“. — В это просто немыслимо поверить. Как же так? Ведь слова „Скопин“ и „керамика“ неразрывно связаны. Или это уже неактуально в наш прагматичный и жестокий век?»

Пост набрал 12 тыс. просмотров и больше 150 комментариев: пользователи соцсети возмущались и пытались понять, как такое могло произойти.

«Есть слово „выгодно“ и слово „невыгодно“. Боюсь, уже давным-давно слово „олигархия“ и слово „власть“ стали одним целым. Нет там „истории“, нет там „достояния“, нет там никаких ценностей, кроме хрустящих бумаг», «Полный развал города, а ведь в прошлом наш город — самый первый в промышленности. Все в пух и прах. Неужели администрации города безразлично?» — написали они.

Экс-сотрудник предприятия Надежда Арсенкова в комментариях к посту отметила, что работники давно говорили о проблемах на фабрике:

«Промысел — это люди, художники, мастера, традиция, культура, но то, что сейчас происходит в стране, не оставляет возможности для сохранения хоть чего-то человеческого. Может, [губернатору Рязанской области Николаю] Любимову написать про музей? Художники давно били в набат, только [их] никто не слышал».

«Мир сошел с ума», — написала в соцсети «ВКонтакте» журналист районного издания «Скопинский вестник» Екатерина Юрьева.

 
 
 

«Город мастеров» — так между собой горожане называли Скопин: в нем работали заслуженные художники и стеклодувы, кружевницы и мастера по изготовлению ковров. Из всех фабрик осталось ЗАО «Скопинская художественная керамика», около десятка предприятий закрылось. С момента открытия до 2000-х гончарная фабрика процветала, на ней трудилось около 150 человек, среди которых художники — гончары и керамисты, рабочие, административные сотрудники.

Художники получали 80% выручки от продажи разработанного ими изделия плюс «авторские». В последние годы на предприятии оставалось 40 человек, из которых лишь 17 занимались разработкой и изготовлением керамических изделий. Вознаграждение сократилось до 17% от выручки, но и этих денег они не получали. В апреле известные мастера Юрий Гефендер и Борис Арсенков говорили, что зарплата едва достигает 10 тыс. руб., заработок в 20 тыс. руб. в месяц был большой редкостью. По словам сотрудников, причина упадка — непрофессиональный маркетинг. Кроме того, здание фабрики пришло в аварийное состояние, оборудование устарело.

Проводник традиций с XVII века

Первое упоминание о скопинском гончаре появилось во время переписи населения в 1628 году. В Скопинском краеведческом музее целый зал посвящен местной керамике, есть совсем старые экспонаты, выполненные в технике чернолощения. С XIX века местные мастера стали обливать изделия глазурью, которая, по словам старшего научного сотрудника Александра Асотова, появилась в Скопине благодаря промышленному шпионажу:

— Гончар Фёдор Оводов-Сироткин работал в липецкой артели, подсмотрел там рецепт изготовления глазури и сбежал. Его догнали, хотели вернуть, но он все же добрался до Скопина и поделился секретами изготовления. Это легенда, но вполне может быть, что так все и случилось на самом деле.

Архивные снимки из музея скопинской керамики. Фото Павла Пелевина

Основателями гончарного промысла стали крестьяне Оводовы. Во второй половине XIX века работы скопинских мастеров попали на выставку в Париж. Тогда в Скопине было более 60 надомных гончарных мастерских, во всем уезде их было больше 200. В советское время предметы гончарного промысла выкупили 40 музеев мира, в том числе Эрмитаж. Типичные скопинские гончарные изделия — это кувшины, подсвечники, квасники, оправы для часов и скульптуры драконов, кентавров, львов и других животных. Часто встречается образ птицы скопы, от имени которой и произошло название города.

— Нельзя сказать, что у нас все сильно любят предметы гончарного мастерства, но с детства знают, что это такое, как гончарство прославило наш город и что ценители всего мира отличат скопинские произведения от любых других. Эти изделия стали популярными задолго до появления фабрики. Сама фабрика уникальна тем, что в советские времена руководство смогло собрать в одном коллективе нескольких художников. Они придумывали интересные вещи для массового производства, создавали авторские работы, которые занимали призовые места на выставках. Наград у фабрики — не счесть, — рассказал Асотов.

Фото Павла Пелевина

После закрытия фабрики промысел не исчезнет, уверен сотрудник музея. Дело в том, что почти все мастера давно работают на дому, а также в Центре народных художественных промыслов и ремесел, который находится в двух шагах от музея. Там они арендуют оборудование и выставляют уникальные предметы и сувенирную продукцию, учат детей и проводят мастер-классы для туристов. С другой стороны, без поддержки государства им не выжить, так же как не выжило производство.

— Производство такой продукции не приносит большой прибыли, ему нужна государственная поддержка. Предметы народного промысла — не вещи первой необходимости, которые все равно раскупят, даже по высокой стоимости. А расходы на производстве и в домашней мастерской большие: при изготовлении гончарных изделий расходуется много электроэнергии.

Предприятие для наших мастеров было как бы связующим звеном, где они встречались, вместе работали и чувствовали, что делают важное дело. Теперь они лишились этого, — считает Асотов.

 
 
 
Скопинская керамика. Фото Павла Пелевина

Народный художник РФ Татьяна Голованова считает, что предприятие — это сердце керамического промысла, все мастера, которые разошлись по домашним мастерским, начинали на фабрике. Женщина уже шесть лет на пенсии, но ей часто снится, как она приходит утром на рабочее место, готовит глину, обсуждает что-то с коллегами.

— Предприятие — это выставочная и фестивальная деятельность, это художественно-экспертные советы, это коллективное творчество. Предприятие дисциплинировало и объединяло, оно как проводник традиций от тех прежних артелей к современности, — считает художник. — На предприятии хорошая большая территория для проведения выставок и других мероприятий. Невозможно представить, что она окончательно закрылась.

По словам Головановой, от окончательного исчезновения спасти предприятие может только объединение районных и областных властей, а также всех творческих людей, которые понимают: закрытие фабрики серьезно ударит по народным промыслам и культуре страны в целом.

Что станет с фабрикой

Директор Скопинской художественной фабрики Дмитрий Катунин отказался разговаривать с корреспондентом «7х7». Чуть больше полугода назад он охарактеризовал экономическое положение предприятия как «стабильная стагнация» и пытался заверить, что зарплата выплачивается вовремя.

— Прошедший год был трудным не только для нашего предприятия, но и для всей страны. Однако у нас есть уверенность, что ситуация улучшается, открываются дополнительные перспективы. Мы осваиваем новые торговые площадки, отправляем продукцию не только в Россию и страны ближнего зарубежья, но и в США, Великобританию, Германию, что говорит о большом интересе к скопинской керамике, — заявил он «Скопинским ведомостям» в начале 2021 года.

Фото Павла Пелевина

Мастера пояснили: речь идет не о партиях, а о единичных предметах, которые иногда покупают заграничные коллекционеры. Вместе с сообщением о закрытии фабрики появилась информация о распродаже бесценных изделий из ее музея. Народный художник РФ Татьяна Голованова в беседе с «7х7» это отрицала:

— Это совершенно невозможно! Если вдруг до такого дойдет — костьми ляжем, но не дадим продать ни одного предмета.

По сообщению источника «7х7», 17 ноября в Рязани прошло совещание, на котором обсуждали судьбу скопинской фабрики. Начальник управления культуры и туризма Скопина Мария Ретюнская сообщала местным СМИ, что власти ищут возможные пути сохранения производства. Тем временем художник-мастер Наталья Годовикова предложила рязанцам помочь фабрике закрыть долги: побывать в фирменном магазине и купить понравившиеся предметы.

— Все деньги пойдут на погашение долгов по заработной плате нашим мастерам, покупать нужно только через магазин, — предупредила она.

Архивные (ч/б) снимки предоставлены Скопинским историческим обществом