Генеральная прокуратура России потребовала ликвидировать «Международный Мемориал»* из-за нарушения закона об иностранных агентах. Об этом стало известно 11 ноября из документов, которые члены общества получили из Верховного суда России. Сразу после этого корреспондент “7х7” поговорил с председателем правления «Международного Мемориала»* Яном Рачинским.

— Как вы узнали об иске Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала»*?

— Мы узнали о решении, когда получили копии документов из Верховного суда. Из текста стало ясно, что это то, о чем мы и говорили, — так называемый закон об иностранных агентах придумали для того, чтобы расправляться с организациями, к которым не могут предъявить никаких содержательных претензий. За все годы никаких оспариваний нашей информации со стороны органов власти не было. К нам никогда не предъявляли претензий, что мы действуем неправомерно. Все претензии сводятся к отсутствию маркировки об иностранном агенте. Не очень понятно, где Генпрокуратура нашла отсутствие маркировки, потому что мы довольно аккуратно исполняем этот нелепый закон. Будем изучать [документы], пока что мы не получили всех приложений к иску.

— Что в данный момент происходит в офисе «Мемориала»*? 

— Мы сейчас обсуждаем [ситуацию] в узком кругу и пока что не собирали более широкого, потому что информация появилась только что.

— Как вы считаете, есть ли перспектива отбиться от иска Генпрокуратуры в российском суде?

— Трудно сказать, потому что мы получили только первые два листа из более чем 500. Нам трудно судить, какое именно отсутствие маркировок включила Генпрокуратура. Насчет отбиться — непонятно. В свое время были попытки закрыть российский «Мемориал»*, которые не привели к закрытию. Тогда, конечно, не было закона об иностранных агентах — и много чего еще не было. Поживем - увидим. Пока что мы продолжаем работать.

* выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.