В Пензенской области, как и во многих других регионах России, с 8 ноября начали действовать QR-коды. Возможности посещать кафе, торговые центры и фитнес-клубы лишились в том числе люди, которые переболели коронавирусом, но не смогли доказать факт болезни и не попали в федеральный регистр заболевших. Часть из них лечилась в частных клиниках, другие – получили отрицательный ПЦР. С какими проблемами столкнулись граждане и как их решить, рассказали «7x7» жители Пензенской области и представитель регионального Минздрава.

История №1. Частная

В начале сентября в семье Елены и Андрея Панферовых заболели бабушка и сын. Они вызвали врачей из государственной больницы. По словам Панферовых, приехавшие медики взяли у них мазки, номера телефонов и сообщили, что если им не перезвонят — значит, результат отрицательный. 

— Не перезвонили. Поэтому мы как-то сами лечили сына и маму две недели. Мы же спокойные, у нас же не ковид. А когда сын уже пошел в школу, к нам приходит врач за повторным ПЦР-тестом и сообщает, что первый тест, оказывается, дал положительный результат. Маме, кстати, 66 лет, она была в группе риска. Но врачи не то что не пришли — они даже не позвонили. Я уж не говорю про лекарства, которые должны были дать. Пытались выяснить в поликлинике, нам ответили: «Не надо тут все это высказывать, вот телефон заведующего, идите жалуйтесь», — рассказала Елена Панферова корреспонденту «7х7».

Ощутив на себе первые симптомы коронавируса, муж и жена решили сразу обратиться в частную клинику. По словам супругов, у них не было физических сил бороться с системой за лекарства и лечение. В платной больнице врачи подтвердили поражение легких, Панферовы не ощущали запахов и вкусов, у них несколько дней держалась температура.

— Официального заключения о том, что мы переболели коронавирусом, у нас нет, потому что мы проходили лечение в частной клинике, а там такие диагнозы ставить запрещено. Кроме того, у нас отрицательные результаты ПЦР-тестов. Специалисты говорят, что такое бывает у тех, кто сделал прививку. А мы оба прививались перед тем, как заболеть, — прокомментировала женщина.

Панферовы считают, что им повезло: они вакцинировались до того, как заболеть, и получили QR-код. Иначе, по мнению супругов, они бы столкнулись с проблемами. Например, как их подруга. Как рассказала Елена Панферова, она лечилась от ковида в государственной клинике, врачи которой зафиксировали у женщины 30% поражения легких. 

— Однако четыре ПЦР-теста показали отрицательный результат, и QR-код она в итоге не получила. Сейчас она вынуждена вакцинироваться, потому что нет других вариантов. И это очень печальная история — это серьезная нагрузка на восстанавливающийся организм, — добавила Панферова.

История №2. Государственная

Фотограф Михаил Ивановский заболел в начале сентября после мероприятия в Выборге. Он уверен, что это был коронавирус: у него держалась высокая температура, он ощущал слабость в теле, потерял обоняние, трудно дышал, врачи диагностировали у него 25% поражения легких. Коллеги, с которыми Ивановский общался в командировке, официально переболели коронавирусом. В том числе медики обнаружили инфекцию и у 8-летнего сына мужчины. 

Однако сам фотограф не может доказать факт болезни и получить QR-код. 

Фото Евгения Малышева

— Потому что медики просто-напросто потеряли мой первый ПЦР-тест. В его поисках я звонил по федеральному номеру 122, оттуда меня перенаправили в Центр крови, дозвониться в который просто невозможно. Результата нет даже у моего лечащего врача из поликлиники, — рассказал Ивановский «7х7».

Из-за отсутствия QR-кода Михаил Ивановский не может посещать нужные ему магазины. В ближайшее время он должен лететь в командировку за границу и надеется обойтись ПЦР-тестом. Вакцинироваться Ивановский пока не готов: в детстве у него были проблемы со здоровьем из-за прививки.

— Одни говорят, что мне сейчас вакцинироваться не нужно, другие — что еще и опасно, потому что организм ослаблен. Но если я приду в поликлинику, мне скажут: «Чувак, ты же не болел официально? Поэтому колись. Других вариантов нет». И скандалить с ними бесполезно — я просто потрачу время, простою в очередях и, не дай бог, что-нибудь еще подцеплю, — добавил мужчина.

Что говорит региональный Минздрав 

Заместитель министра здравоохранения Пензенской области Марина Воробьева, курирующая вакцинальную кампанию в регионе, в телефонном разговоре с корреспондентом «7х7» подтвердила, что из-за высокой нагрузки система здравоохранения сталкивается с проблемами. Одна из них заключается в том, что переболевшие люди остаются без QR-кодов.

— Если пациент переболел коронавирусом в легкой или бессимптомной форме, у него нет подтвержденного ПЦР-исследования и он не обращался к врачу, то мы не сможем подтвердить перенесенное заболевание, и ему, скорее всего, придется вакцинироваться. Для тех, кто перенес коронавирус в средней или тяжелой форме, при отрицательном ПЦР-тесте, вопрос о вакцинации примет врачебная комиссия, — прокомментировала Воробьева.

Замминистра здравоохранения убеждена, что большинство переболевших пациентов, оставшихся без QR-кода, все-таки имеют шансы его получить. Для этого необходимы «бумажные следы», которые остались после обращения в государственную или даже в частную клинику. По ее словам, то, что лечение в частной клинике не дает возможности получить QR-код, является мифом.

— Чтобы пациент получил QR-код переболевшего, медработник должен занести его в федеральный регистр заболевших, который ведется только в государственных учреждениях. Поэтому даже после прохождения лечения в частной клинике вы можете принести в поликлинику по месту жительства выписку лечащего врача, результаты положительного, а затем отрицательного ПЦР-тестов. На основании этих документов вас занесут в федеральный регистр заболевших, и на портале "Госуслуги" сформируется QR-код о перенесенном заболевании, — пояснила чиновница.

Пенза. Фото Екатерины Малышевой

Марина Воробьева также подтвердила, что при коронавирусном заболевании пациент может иметь отрицательный ПЦР-тест. В этом случае для получения QR-кода потребуется сдать кровь для анализа на наличие антител.

— Во время заболевания коронавирусом в крови обнаруживаются так называемые острофазовые антитела, а при повторном анализе через 10 дней появляются антитела, говорящие о перенесенном заболевании. Эти два анализа и выписка врача также могут служить основанием для выдачи медицинского отвода, — добавила Марина Воробьева.

При этом замминистра уточнила, что в государственных поликлиниках забор крови для анализа на наличие антител по-прежнему остается платным — бюджетные средства на это не выделяются.

Люди, которые лечились от коронавируса сами и не имеют выписку врача, получить QR-код не смогут. Даже если предоставят анализ крови на наличие антител.

На вопрос, что делать, если работодатель срочно требует QR-код, а перенесенный COVID-19 доказать не получается, Марина Воробьева посоветовала обратиться к лечащему врачу или участковому терапевту.

— После любого вирусного или даже простудного заболевания врач имеет право выдать справку на медицинский отвод от прививок на срок не менее 3–4 недель в зависимости от тяжести перенесенного заболевания. Кроме того, если пациенты опасаются делать прививку, то назначается врачебная комиссия минимум из трех докторов, которая принимает решение о вакцинации пациента либо выдает ему медицинский отвод, — рассказала она.