Исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров 27 мая объявил о том, что организация полностью прекращает свою деятельность. Все региональные отделения будут закрыты, а сотрудники – исключены. По сообщению Telegram-канала «Открытка», решение принято в связи с тем, что Госдума готовится внести поправки в уголовную статью о нежелательных организациях (статья 284.1 Уголовного кодекса). По мнению членов совета «Открытой России», это позволит посадить в тюрьму любого, кто будет сотрудничать с организацией. Как «Открытая Россия» шла к этому решению и какие события из жизни ее активистов за последний год попали в зону внимания «7х7» — в обзоре.

Дело Анастасии Шевченко

В марте 2020 года в Ростове-на-Дону начался суд над членом федерального совета «Открытой России» Анастасией Шевченко. Она стала первой, против кого в России возбудили уголовное дело по статье 284.1 УК РФ («Осуществление деятельности иностранной организации, признанной нежелательной на территории России»). Силовики пришли с обыском в квартиру Анастасии Шевченко в январе 2019 года. С тех пор она больше двух лет провела под домашним арестом и потеряла 17-летнюю дочь, которая страдала врожденным заболеванием и жила в интернате для детей с особенностями развития.

 
Признание «Открытой России» нежелательной организацией

В 2017 году Генпрокуратура признала нежелательной организацией «Открытую Россию» Михаила Ходорковского, которая, по мнению ведомства, занимается «дестабилизацией внутриполитической ситуации, что представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации». В «Открытой России» в ответ заявили, что речь в документе Генпрокуратуры идет о юридических лицах, зарегистрированных в Великобритании, а не о движении «Открытая Россия», которое является «чисто российской организацией» и организационно никак не связано с Великобританией.

Тем не менее в 2017 году сайт «Открытой России» заблокировали, а активистам начали выписывать административные штрафы за сотрудничество с нежелательной организацией. Против тех, кого дважды в течение года привлекали по этой статье, могут возбудить уголовное дело за осуществление деятельности нежелательной организации (статья 284.1 УК).

Нежелательной организацией в России, согласно федеральному закону, считается иностранная или международная неправительственная организация, деятельность которой может представлять угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства. Нежелательными организации признает Генпрокуратура, а их перечень ведет Минюст. При этом четкие критерии, по которым организацию могут отнести к нежелательным, законом не установлены.

Формальным поводом для уголовного преследования Анастасии Шевченко стало ее участие в политических дебатах, публикация объявления о семинарах школы муниципальных депутатов и появление на митинге с флагом «Надоел». Государственный обвинитель запрашивал для нее пять лет колонии. 18 февраля 2021 года Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону приговорил ее к четырем годам условного срока.

Пикет в поддержку Анастасии Шевченко в Саранске в феврале 2019 года. Фото Кирилла Матявина

Уголовное преследование других активистов

После Шевченко обвинение за участие в нежелательной иностранной организации предъявили еще нескольким членам «Открытой России». Двое из них уже получили наказание: это бывший координатор из Екатеринбурга Максим Верников (300 часов обязательных работ) и бывший координатор из Краснодара Яна Антонова (240 часов обязательных работ). Продолжается следствие по делу члена краснодарского совета «Открытой России» Леонида Малявина.

25 мая 2021 года экс-глава чувашского отделения «Открытой России» Юрий Сидоров узнал о том, что полиция объявила его в федеральный розыск по уголовному делу за осуществление деятельности нежелательной иностранной организации. Сидоров рассказал «7х7», что вышел из «Открытой России» еще в 2019 году. По его мнению, возбуждение уголовного дела может быть связано с его планами организовать долгосрочное наблюдение за ходом выборов и выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Госсовета Чувашии.

Юрий Сидоров. Фото из архива «7х7»

Координаторы отделений бегут из России

В апреле 2020 года гражданский активист из Мордовии Евгений Пашуткин получил политическое убежище в Финляндии. Мотивом просьбы об убежище Пашуткин указал уголовное преследование за членство в «Открытой России». В интервью «7х7» он пояснял, что в Мордовии ему грозило обвинение по статье за деятельность нежелательной организации.

— В целом финские власти знакомы с ситуацией в России. Я не первый член «Открытой России», который получил здесь убежище, — говорил Евгений Пашуткин.

Ранее, в феврале 2020 года, политическое убежище в Литве получил бывший координатор чувашского отделения «Открытой России» Дмитрий Семёнов. Активисты калининградского штаба покинули пределы страны для учебы в Европе и США. Бывший глава движения в Тюмени Антон Михальчук объявлен в федеральный розыск. Сейчас он также находится за пределами России.

Евгений Пашуткин. Фото Ильдара Неваева

Самоубийство Ирины Славиной

Осенью 2020 года стало известно еще об одном уголовном деле по статье о нежелательных организациях: Следственный комитет по Нижегородской области обвинил местного предпринимателя Михаила Иосилевича в сотрудничестве с «Открытой Россией». Ранее предприниматель разрешал проводить в своем помещении тренинг для наблюдателей в рамках проекта «Объединенные демократы», связанного с «Открытой Россией».

1 октября по делу о нежелательной организации прошли обыски у нескольких нижегородских активистов и главного редактора KozaPress Ирины Славиной.

По словам Славиной, в 6:00 в ее квартиру вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР и понятые. Журналистке пришлось одеваться под присмотром незнакомой женщины. Позвонить адвокату ей не разрешили. Из квартиры вынесли все флешки, ноутбуки, компьютер и телефоны, которые принадлежали не только ей, но и членам семьи.

На следующий день, 2 октября, Ирина Славина вышла к зданию УМВД по Нижегородской области и подожгла себя. За несколько минут до суицида она написала на своей странице в соцсети: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

Псков. Дело о наркотиках

Уже два года находится в СИЗО псковский активист «Открытой России» Артём Милушкин. Его жена Лия, которая была координатором регионального отделения, провела больше года под домашним арестом. Ей до сих пор запрещено общаться с журналистами. В январе 2019 года Милушкиных задержали по обвинению в крупном сбыте наркотиков. По словам Лии Милушкиной, следователь предлагал ей дать показания на ростовского координатора «Открытой России» Анастасию Шевченко.

Уголовное дело возвращалось судом на доследование. Сейчас процесс находится в стадии прений. Во время одного из заседаний Артём Милушкин рассказал, что его избили в карцере следственного изолятора. По словам активиста, его отправили в холодный карцер с неполным комплектом одежды и он лег на пол в знак протеста. После этого вошли сотрудники колонии, стали его поднимать, заломили палец и дважды ударили коленом в голову. Судья отказался назначать медицинскую экспертизу и заявил, что это не имеет отношения к делу.

После проведенной проверки управление Следственного комитета по Псковской области отказалось возбуждать уголовное дело о превышении должностных полномочий сотрудниками колонии и избиении активиста. Как следует из материалов проверки, начальник отдела режима и надзора СИЗО Игнатьев не отрицал, что Милушкина принудительно тащили за руки и за ноги, однако «иную физическую силу» не применяли. Следователь также изучил запись камеры видеонаблюдения и не увидел, чтобы сотрудники СИЗО наносили удары по заключенному.

Акция в 100-й день бессрочных пикетов в поддержку псковских активистов Милушкиных. Фото Ивана Журавкова

По мнению матери активиста Ирины Милушкиной, следователь смотрел только те записи, которые предоставило руководство СИЗО, и не проверял их на признаки возможного монтажа или удаления файлов.

— Из-за того, что там было темно, видеокамера не взяла этого момента [избиения активиста]. А до этого Артём в холодном карцере провел два дня в нательном белье. Я видела его на одном из судебных заседаний и видела следы применения к нему физической силы, сфотографировала это. Как это нужно было применять физическую силу, чтобы на пятый день было видно кровоподтеки и ссадины? — говорила она «7х7».

Наблюдение за выборами в Беларуси

В августе 2020 года несколько членов «Открытой России» отправились в Беларусь наблюдать за ходом президентских выборов. В ночь на 8 августа на российско-белорусской границе были задержаны исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров с членами петербургского отделения Даниилом Потаповым и Александром Федосеевым. Российские пограничники высадили их из рейсового автобуса без объяснения причин. Позже Пивоварову вменили статью 18.7 КоАП РФ («Неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы»). Суд оштрафовал его на 1 тыс. руб.

Потапова и Федосеева обвинили по части 1 статьи 18.1 КоАП («Нарушение правил пересечения границы Российской Федерации»): якобы у активистов были надорваны страницы паспортов. Они заявили, что страницы паспортов порвали сами пограничники, чтобы получить формальный повод для задержания активистов. На выборы наблюдатели так и не попали.

В ночь с 10 на 11 августа, во время протестов против результатов президентских выборов, белорусские силовики задержали координатора тверского отделения «Открытой России» и движения «Голос» Артёма Важенкова. Он приехал в Беларусь в качестве наблюдателя вместе с другим активистом «Открытки» Игорем Роговым. Получить официальную аккредитацию им не удалось, поэтому они наблюдали за происходящим на улице и вели стримы. Им вменили участие в массовых беспорядках и сильно избили после задержания.

Артём Важенков после возвращения из Беларуси. Фото Telegram-канала «Правозащита Открытки»

Игоря Рогова отпустили при условии немедленного отъезда в Россию. Артём Важенков пробыл в минском Центре изоляции нарушителей до 15 августа. Он рассказал, что там его сильно избили, не кормили и давали только полстакана воды в день.

В октябре Важенков обратился в следственные органы России и Беларуси с требованием возбудить уголовное дело в отношении белорусского МВД, сотрудников которого обвинил в превышении должностных полномочий. После того как ведомства проигнорировали его обращения, он подал в суд на Главное следственное управление СК РФ иск по факту бездействия. Важенков проиграл Басманный суд и апелляционную жалобу в Мосгорсуде. Активист готовит обращение в ЕСПЧ.

Пока Важенков находился в минском Центре изоляции нарушителей, в Твери 15 августа прошла акция в его поддержку, в которой поучаствовало около 15 человек. Трех из них задержала полиция: Илью Гринёва, Михаила Копанева и Гавита Маканалиева. Полиция обосновала это тем, что они нарушали указ губернатора о запрете проведения публичных массовых мероприятий, действующий в связи с пандемией коронавируса. Копанева и Гринёва отпустили в тот же день, составив протоколы по статье 20.6.1 КоАП («Нарушение режима самоизоляции»). Позже суд оштрафовал их на 5 тыс. руб. каждого. Маканалиева оставили в отделе, обвинив по статье 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»), суд назначил ему штраф в размере 800 руб.

В октябре Илья Гринёв обжаловал постановление о штрафе в Тверском областном суде, который прекратил административное дело и отменил штраф.

Обыски по делу ЮКОСа

В июле 2020 года силовики провели обыски в офисе «Открытой России», а также в квартирах координаторов Татьяны Усмановой и Ольги Горелик. Формальным поводом для этого стало дело ЮКОСа 2003 года. «Открытая Россия» выдвинула версию, что обыски были связаны с запланированным митингом против принятых поправок к Конституции.

Утром 9 сентября прошли обыски у координаторов и кандидатов проекта «Объединенные демократы» в Татарстане, а также Владимирской, Ивановской и Новгородской областях. Также силовики обыскивали офисы. Всего в тот день «Открытая Россия» заявила про 14 обысков в четырех регионах. Постановления на них выдавал Басманный суд Москвы.

 
Кто такие «Объединенные демократы»?

«Объединенные демократы» — общественная организация, поддерживаемая Михаилом Ходорковским. Целью организации названа поддержка конкурентных выборов, консультирование независимых кандидатов в ходе процедуры регистрации на выборах, обучение кандидатов методам эффективной предвыборной кампании и эффективной работы в муниципальных собраниях после избрания. По информации сайта организации, за два года работы «Объединенные демократы» помогли избраться более чем 350 независимым депутатам в Петербурге и Москве.

По мнению председателя «Открытой России» Анастасии Бураковой, это было «актом давления и беспредела со стороны государства в интересах «Единой России», которая эти выборы с треском проигрывает». Буракова отметила, что именно в тех регионах, где прошли обыски, проект «Объединенные демократы» выдвигал и поддерживал кандидатов в муниципальные депутаты.

Задержание и избиение в Тамбове

Утром 22 августа три сотрудника полиции в штатском задержали члена тамбовского совета «Открытой России» Андрея Полякова. Это произошло в тот момент, когда он бежал с 10-летней дочерью к автобусу, чтобы отправить ее на отдых. По словам его соратника Владимира Жилкина, из припаркованной машины выскочили три мужчины и стали избивать Полякова на глазах у ребенка. Били в том числе по лицу.

После этого активиста затолкали в черный Renault Logan и увезли в Советский РОВД. В тот же день суд назначил Полякову пять суток ареста за то, что он якобы ругался матом в общественном месте.

По версии Владимира Жилкина, настоящая цель задержания могла заключаться в срыве акции по возложению цветов к памятнику участникам Антоновского восстания – одного из самых крупных крестьянских восстаний против коммунистов во время Гражданской войны. 21 августа 2020 года отмечалось его 100-летие.

Задержание 200 участников форума муниципальных депутатов

Последним громким событием, связанным с упоминанием «Открытой России», стало задержание участников форума муниципальных депутатов, который проходил в Москве 13 марта 2021 года. Через полчаса после начала мероприятия в зал гостиницы «Измайлово» вошли полицейские и задержали участников из десятков регионов страны.

Организатором форума был общероссийский проект поддержки конкурентных выборов «Объединенные демократы». Участники планировали обсудить политическую ситуацию в стране и планы на предстоящие выборы. Во время задержания полицейские упоминали «Открытую Россию», которая признана нежелательной организацией. На всех задержанных составили протоколы по статье 20.33 КоАП – за сотрудничество с нежелательной организацией. В их числе оказались депутат Мосгордумы Михаил Тимонов, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Максим Резник, московский муниципальный депутат Илья Яшин и экс-депутат Юлия Галямина, политики Владимир Кара-Мурза и Евгений Ройзман, исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров.

Задержанные депутаты в автозаке. Фото Кирилла Прохорова

Суды над задержанными продолжаются до сих пор. 5 мая участник форума и депутат городского собрания Йошкар-Олы Антон Соколов получил 5 тыс. руб. штрафа по статье об участии в деятельности нежелательной организации. Соколов обратил внимание, что электронное сообщение от МВД Марий Эл о необходимости уплатить штраф пришло ему еще до того, как суд огласил решение.

Антон Соколов опасается, что назначенный штраф может помешать ему зарегистрироваться кандидатом на дополнительных выборах в Госсобрание Марий Эл. В Госдуму уже внесли поправки, которые запрещают принимать участие в выборах гражданам, сотрудничающим с нежелательными организациями.